IX и X века - наиболее сложный для изучения период в истории Древней
Руси. Летописцы, работавшие через 100-150 лет после описываемых ими событий,
опирались в основном на устные предания и легенды; годовая сетка, отличающая
русскую летопись от византийских хроник и давшая ей название (летопись
- описание событий по годам, "летам"), как установлено исследователями,
была "наложена" на повествование о древнейших событиях X-XI вв. лишь при
создании в начале XII в. летописного свода, получившего название "Повесть
временных лет". Поэтому датировка многих древнейших событий, равно как
исчисление лет жизни и княжения первых Рюриковичей, может быть принята
с известной долей условности.
Рюрик (ум. в 879 г.). Согласно летописному
преданию, Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был призван на Русь представителями
племен: новгородскими славянами, полоцкими кривичами, весью (вепсами) и
чудью (предками эстонцев) и стал княжить в Новгороде или Ладоге. Вопрос
о том, кто были Рюрик и его соплеменники, откуда они пришли на Русь, был
ли Рюрик приглашен княжить или как предводитель военной дружины, остается
по сей день спорным.
Олег (ум. в 912 г.). Согласно ПВЛ, после
смерти Рюрика регентом при малолетнем Игоре
стал родственник Рюрика - Олег. Однако в другой летописи (Начальном своде)
Олег именуется лишь воеводой Рюрика. Если учесть, что к началу самостоятельного
княжения Игорю было не менее 33 лет, регентство Олега представляется безусловным
историческим мифом: и Олег, и фактический родоначальник династии Рюриковичей
Игорь были, вероятно, самостоятельными князьями.
В 882 г. Олег отправился с дружиной на юг, вдоль водного пути "из варяг
в греки". Он овладел Смоленском, а затем и Киевом, убив местных князей
Аскольда и Дира. Они, видимо, тоже были варягами; как сообщает летопись,
получив разрешение у Рюрика отправиться в Константинополь, Аскольд и Дир
остались княжить в Киеве. Но есть косвенные данные против того, что они
были соправителями.
После вокняжения Олега в Киеве, который он объявил "материю градом
русским", под его властью оказалась вся территория Руси, вытянутая сравнительно
неширокой полосой вдоль речных путей, ведущих из Ладоги в Черное море.
Олег расширил свои владения на восток, подчинив себе северян и радимичей
- племена, обитавшие в бассейне Десны и Сожа. Олег совершил два успешных
похода на Константинополь (в 907 и 911 г.). Согласно легенде, отразившейся
в ПВЛ, он умер от укуса змеи и похоронен в Киеве.
Игорь (ум. в 945 г.). Как сказано выше,
едва ли Игорь был сыном Рюрика. Характерно, что летописец
ничего не знает о подробностях княжения Игоря на протяжении четверти века,
упоминая лишь походы его на Константинополь в 941 и 944 г. Второй поход
привел к заключению выгодного для Руси договора с Византией. В 945 г. Игорь
был убит древлянами (племенем, обитавшим в бассейне Припяти), когда попытался
вторично собрать у них дань.
Ольга (ум. в 969 г.). Жена Игоря.
По некоторым преданиям - дочь лодочника из Пскова. Трудно отделить реальность
от поэтического вымысла в рассказе ПВЛ о том, как Ольга отомстила древлянам
за смерть мужа. Дважды (в 946 и 955 г.) Ольга посетила Константинополь,
где была с почетом принята императором Константином Багрянородным. Во время
второй поездки Ольга крестилась и получила христианское имя Елена.
Святослав Игоревич (ум. в 972
г.). Отважный воитель, по словам летописца, открыто бросавший вызов врагам:
"Иду на вы!", Святослав совершил ряд успешных походов. Он освободил от
уплаты дани хазарам племя вятичей, жившее в бассейне Оки, разгромил волжских
болгар и могущественный Хазарский каганат, совершив в 965 г. победоносный
поход на Нижнюю Волгу, Северный Кавказ и Приазовье.
В последние годы княжения Святослав активно вмешался в войну Византии
с восставшими против ее владычества дунайскими болгарами и одержал над
ними победу. Византийский император Иоанн Цимисхий, встревоженный тем,
что Святослав стремится закрепиться в подунайских городах, напал на русские
дружины, осадил их в Доростоле и вынудил принять битву. Греки потерпели
поражение, и Святослав двинулся к Константинополю. Императору пришлось
откупаться щедрыми дарами. Заключив мир, князь решил вернуться в Киев за
новыми войнами. Но у Днепровских порогов Святослава подстерегли и убили
печенеги. Из его черепа печенежский князь повелел изготовить чашу.
Владимир Святославич (ум.
в 1015 г.). Сын Святослава от ключницы
Ольги - Малуши. Отроком Владимир был отправлен княжить в Новгород в сопровождении
своего дяди - воеводы Добрыни. В 976 г. (предположительно) Владимир сватается
к дочери полоцкого князя Рогнеде. Но она отказывает ему, уничижительно
отозвавшись о князе как о "робичиче" (т. е. сыне рабыни). Владимир убивает
отца Рогнеды, а ее делает своей наложницей. В 980 г., хитростью расправившись
со своим братом Ярополком (до того убившим третьего сына Святослава - Олега),
Владимир становится единовластным правителем Руси. Он совершил несколько
успешных походов на поляков, на вятичей и радимичей, на волжских болгар,
расширил пределы Руси на юго-западе, построил ряд городов-крепостей вокруг
Киева и на границах с враждебной Печенежской степью. Оказав военную помощь
византийскому императору Василию II, Владимир получил в жены его сестру
Анну. В 988 г. Владимир крестился, а затем (в 988 или 990 г.) провозгласил
христианство государственной религией Руси. Процесс полной христианизации
страны растянулся почти на два века, но новая вера достаточно быстро укрепилась
в крупнейших городах. Для функционирования церкви требовались богослужебные
книги и грамотные священнослужители. Поэтому принятие христианства способствовало
возникновению и интенсивному развитию литературы (письменность была известна
и ранее). Получает распространение каменное зодчество. Неизмеримо возрос
международный авторитет Руси. Владимир становится одним из популярнейших
деятелей русской истории. С его именем связано множество легенд (часть
из них отразилась в ПВЛ), он становится постоянным персонажем былин. Церковь
причислила Владимира к лику святых.
Ярослав Владимирович Мудрый (ок.
978-1054). Сын Владимира от Рогнеды.
После смерти Владимира власть в Киеве захватил сын Ярополка - Святополк.
Он убил своих сводных братьев - Бориса, Глеба и Святослава, стремясь к
единовластному правлению. Ярослав, княживший в Новгороде, выступил против
Ярополка и изгнал его из Киева. Но Ярополк, опираясь на поддержку своего
тестя, польского короля Болеслава Храброго, нанес Ярославу в 1018 г. поражение
в битве на берегах Буга. Ярослав, собрав новую дружину, в кровопролитном
сражении на Альте в 1019 г. одолел Святополка. Тот бежал и, по преданию,
погиб где-то в безвестных местах между Чехией и Польшей. Ярослав стал киевским
князем и оставался им до конца жизни. После смерти брата Мстислава (в 1036
г.) Ярослав становится единовластным правителем на Руси, лишь в Полоцке
правит его брат Изяслав.
Время Ярослава - время внутренней стабилизации, способствовавшей возрастанию
международного авторитета Руси, о чем говорит хотя бы тот факт, что дочери
Ярослава стали королевами: Анна - французской, Елизавета - норвежской,
а затем датской, Анастасия - венгерской. Ярослав был женат на Ингигерде,
дочери шведского короля Олафа. Летопись утверждает, что именно в правление
Ярослава стала интенсивно развиваться переводческая и книгописная деятельность.
Возникают первые русские монастыри, и в числе их знаменитый Киево-Печерский,
сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания. В
1054 г. Ярослав ставит первого митрополита из русских - Иллариона (до этого
митрополитами были греки), создавшего церковно-политический трактат "Слово
о Законе и Благодати".
Перед смертью Ярослав разделил свое государство между сыновьями, положив
тем самым начало феодальной раздробленности.