А.Гайсинский

 

 

           «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА»  ГРЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

 

 

 

В древнейшие времена нынешний Керченский пролив именовался греками Боспором Киммерийским,из чего следует,что территории,к  этому проливу примыкающие,назывались Киммером.

Первых,засвидетельствованных историческими документами, обитателей этих мест знали под именем киммерийцев,но неизвестно,что первично:или этот народ получил  имя своё от местности,в которой проживал,то ли земли эти прозвали от их обитателей.

Приблизительно к 7в.до н.э. на смену киммерийцам,племенам воинственным и распостранившим своё влияние далеко за пределы Северного Причерноморья,пришли скифы,которым в свою очередь также пришлось потесниться,уступив греческим колонистам часть прибрежных территорий на северо-восточных берегах Чёрного моря,где последние основали свои города-полисы.

Сразу же следует подчеркнуть то важное объстоятельство,на которое обращают внимание все историки,чей научный интерес касается древних греков-на то,что греческая колонизация не только здесь,но и вообще носила характер не военной,но торговой экспансии:элины демонстрировали на деле преимущества их соседства с тем или иным народом,не только не встречая в большинстве случаев никакого сопротивления,но,напротив,получая поддержку от заинтересованных в их присутствии местных царей и вождей,извлекавших из такого соседства значительные выгоды.

Поэтому в свете сказанного стоит без особого удивления  отнестись к тому факту,что знаменитый Ахилл,которого мы до сего дня считали греком,оказывается,принадлежал к северо-причерноморским скифам.Вот что сообщает греческий историк Лев Диакон:«Говорят,что скифы почитают таинства эллинов,приносят по языческому обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса и Замолксиса,то ли у соратников Ахила.Ведь Арриан пишет в своём «Описании морского берега»,что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикон,лежащего у Меодидского озера(Азовское море-А.Г.).Изгнанный скифами за свой дикий,жестокий и наглый нрав,он впоследствии поселился в Фессалии.Явными доказательствами скифского происхождения Ахилла служат покров его накидки, скреплённой застёжкой,привычка сражаться пешим,белокурые волосы, светло-синие глаза,сумасбродная раздражительность и жестокость».Скифское происхождение греческого героя косвенно подтверждает и Страбон:«Дальше от Мирмикия на азиатской стороне против него лежит деревня,называемя Ахиллем».Наверное,мы должны упрекнуть себя в том,что,читая «Иллиаду»,без должного внимания отнеслись к тому,что фессалиец Ахилл,командовал почему-то отрядом мирмидонян,то есть жителей Мирмикия,который распологался в районе нынешней Керчи,а не на севере Пеллопонеса.

По поводу принадлежности Ахилла к скифам можно предвидеть то возражение,что сын Пелея мог происходить от упомянутых  греческих колонистов,множество поселений которых распологались в Северном Причерноморье.Но для того,чтобы опровергнуть такое предположение достаточно сравнить две,хотя и приблизительные даты:Троянскую войну и колонизацию греками Северного Прчерноморья.Выясняется ,что первая случилась не позднее 13в. до н.э.,а вторая началась не ранее  7в.до н.э.,так что даже указанной приблизительностью дат можно без сомнения пренебречь.

Но приходится констатировать тот печальный факт,что наши рассуждения пришли в тупик:действительно,общепризнано,что скифы появились в Восточной Европе не ранее 7в. до н.э.,а Ахилл совершал свои подвиги как минимум за пять столетий до этого,когда о скифах и слыхать не слыхивали.Но даже безотносительно к Ахиллу факт существования городов Мирмикий и Ахилай в районе Боспора Киммерийского бесспорен,причём города эти,как выяснилось,существовали задолго до появления греческих полисов в Крыму и на Тамани и,значит,они не не имели никакого отношения к скифам и тем более к грекам.

Так что единственно от кого можно произвести Ахилла-так это от киммерийцев,с которыми греки имели  тесные контакты,судя уже по тому,что о киммерийцах мы узнали  именно от греков.

Что до определения «скифы»,то слово это,изобретённое греками и от них к нам пришедшее,не являлось этническим определителем и обозначало не конкретный народ или нацию,но всех тех,кто обитал на территориях Восточной Европы.Поэтому для греческих авторов и киммериец Ахилл,и рос Святослав-скифы,поскольку жили они там,что определялось единым словом-Скифия.

Из сказанного следует ещё и тот важный вывод,что не все  города,которые «числят за греками» в действительности были основаны ими.В целом ряде случаев мы имеем дело или с греческой транскрипцией местных названий,или же с их прямым переводом на греческий(например, распологавшийся в Крыму Новгород Роский гараздо более известен и обозначен на картах как Неаполь Скифский).

 

                               2

 

Тот,кто писал начальные главы Библии и восстанавливал родословную человечества,исходил,так сказать, «от обратного»-из того,что «распространились народы по земле после потопа» и,следовательно, по названию существовавших в глубокой древности стран можно определить имена потомков Ноя.

Подтверждение такому предположению можно найти,сравнив эти имена с названиями древних государств.

Из Книги Бытия:

«1 Вот родословная сынов Ноевых:Сима,Хама и Иафета.После потопа родились у них дети.2Сыны Иафета:Гомер,Магог,Мадай,Иаван,Фувал, Мешех и Фирас.3Сыны Гомера:Аскеназ,Рифат и Фагорма.4Сыны Иавана:Елиса,Фарсис,Киттим и Доданим.5 От сих населились острова народов в землях их,каждый по языку своему,по племенам своим,в народах своих».       

Из Книги пророка Иезекиля(пророк обращается к городу Тиру):

«7. Узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом,голубого и пурпурного цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим.12. Фарсис,торговец твой,по множеству всякого богатсва,платил за товары твои серебром,железом,свинцом и оловом.13. Иаван,фувал и Мешех торговали с тобою,выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду.14. Из дома Фогарма за товары твои доставляли тебе лошадей строевых коней и лошаков.15. Сыны Дедана торговали с тобою,многие острова производили с тобою мену,в уплату тебе доставляли слоновую кость и чёрное дерево».         

Сравнив приведенные отрывки,легко заметить,что названия стран-торговых партнёров Трира совпадают с именами библейских потомков Иафета,а если быть точными-из четырнадцати перечисленнных в Библии имён потомков Иафета,девять у Иезекиля представлены как имена стран,имеющих торговые отношения с Тиром.

     Имена потомков Иафета:        Названия стран:

 

       Гомер                            -------

       Магог                          Земля Магог

       Мадай                            -------

       Иаван                           Иаван(Греция) 

       Фувал                           Фувал

       Мешех                           Мешех 

       Фирас                           -----

       Ашкеназ                 Царства Ашкеназийские

       Рифат                           --------

       Фагорма                         Дом Фагормы

       Елиса                           Остров Елисы

       Фарсис                           Фарсис

       Киттим                           -------

       Доданим                          Дедан  

Здесь важно понять,что Иезекиль не произвольно дал неким, расположенным на севере  землям, названия,соответствующие библейским только потому,что «от сих населились острова народов в землях их,каждый по языку своему,по племенам своим в народах своих».Иезекиль-пророк,его слова обращены к современникам,которые должны были понимать о чём идёт речь.Иезекиль говорил о конкретном,и поскольку реален Тир-постольку реальны и страны с ним торговавшие.

Но обратим внимание вот ещё на какую деталь:из семи сыновей Иафета лишь двое имеют в Библии генеологическое продолжение:Гомер и Иаван.Но если исходить из предложенного подхода о связи библейских имён и названий стран,то следует говорить о этнической и,очевидно,географической близости этих стран.Однако логика предложенных рассуждений нарушается тем серьёзным объстоятельством,что имя Гомер существует вне связи с названием страны-таковая историкам не известна.

Однако прежде,чем признать нашу логику необоснованной,попробуем предположить,что страна под названием Гомер всё-таки существовала и искать её следует в том районе,где находились страны Ашкеназ и Фагорма.

О стране Ашкеназ упоминает пророк Иеремия:

«Поднимите знамя на земле,трубите трубою среди народов, вооружите против него (речь идёт о Вавилоне-А.Г.) народы,созовите на него царства Араратские,Минийские,Аскекназийские,поставте вождя против него,наведите коней,как страшную саранчу».

Заметим,что Иеремия говорит не о странах,а о группе стран(«царства») и месторасположение одной такой группы известно-Армения (Арарат).Понятно также,что страны, объединённые названием «Ашкеназ»,находились в том же регионе,что и страны,объединённые названием Арарат,то есть в районах,расположенных восточнее Чёрного моря.Если исходить из того объстоятельства,что страны,расположенные восточнее «царств Араратских» были во времена Иеремии хорошо известны,то можно заключить,что у пророка речь идёт о странах, находящихся западнее Армении:царства Араратские,западнее их-царства Минийские,далее на запад-царства Ашкеназийские.Иными словами, страны Ашкеназийские распологались в регионе:Северный Кавказ-Северное Причерноморье.

Итак,мы выяснили,что в древние времена часть территорий Кавказа и Северного Причерноморья назывались страной Ашкеназ.

Известно  месторасположение и  той страны,название которой совпадает с именем Фагорма и примечательно,что название это несёт явный признак родового единства её обитателей-Дом Фагормы(напомним,что и легендарные хазары считали себя потомками Фагормы).

Таким образом,гипотетеическая местность,имевшая в своём названии слово,похожее на имя собственное Гомер должна была распологаться в юго-восточной Европе.

А не происходил ли Гомер из тех же краёв,что и Ахилл-из Киммерии?Ведь имя Гомер может быть видоизменённым Киммер(Киммер-Гимер-Гомер).Согласно нашей логике страна с подобным именем должна была существовать подобно тому,как существовала(и доныне существует)страна Иаван(Яван),что на языке авторов Библии обозначало и обозначает Грецию.

Для подтверждения сказанному ещё раз обратимся к Иезекилю:

 4...и выведу тебя и всё войско твоё в полном вооружении...6. Гомера со всеми отрядами его,дом Фагорма,от пределов севера,со всеми отрядами его...15. И пойдёшь с места твоего от пределов севера-ты и многие народы с тобою...

Здесь,безусловно,«Дом Фагорма»-государство;несомненно также,что и под Гомером Иезекиль подразумевает страну.

Не потому ли «Иллиада» начинается с имени Ахилла,что и главный,по сути,герой поэмы,и её великий автор были земляками?

Стоит сказать и о том,что исследователями уже высказывалось мнение о киммерийском происхождении Гомера(например,В.Н.Дёминым),но доказательства такому предположению не приводились.