[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 52.

Вы откуда? Мы от Туда!

( (Поход по рекам Тудовка от поселка Молодой Туд, Волге и Сишке до дер. Кокошкино на майские праздники 2008 года) )

Действующие лица.

Алексей и Федор на Щ-3

Саша и Миша на Щ-2

Митька и я на Щ-2

1 мая 2008 года.

Мы вышли на Тушинской из последнего вагона. Не туда, разумеется. Перешли по улице, нашли нашу газельку. Скоро появился Леша с детьми. Уселись, поехали. На Волоколамке чинят мосты, ехали в пробке. Затем поехали быстрее, остановились на заправке, зашли в магазин. Купили разных развлечений: воды, чипсов, леденцов.

Приехали в Ржев. Ребята пошли закупать продукты, водитель начал рассказывать мне, как у них в городе буквально вчера перестреляли 17 человек. Видимо он ждал, что я тоже чем-нибудь похвастаюсь про родной город, например, скажу, что у нас на Арбате убили вообще всех присутствующих, но, не дождавшись моих душещипательных рассказов, продолжил повествование про всяких кошек и петухов. В магазине ребята помимо раскладочных продуктов купили шашлык. Федя, выйдя из магазина, тут же завел игру со своим ровесником, проезжающим мимо на велосипеде. Он, подзадоривая мальчика, резво бросился в сторону. Мальчик на велике поехал за Федей. Хитрый Федя, бегая кругами, все уменьшал и уменьшал радиус, наконец, завороженный мальчик запутался и треснулся с велика. Федя тут же, встав в позу победителя, гордо спросил обеспокоенную маму малыша:

-Хорошо я бегал?

-Хорошо, хорошо, - растерянно сказала она, успокаивая свое чадо.

Федя с чувством выполненной миссии направился к машине.

Приехали в поселок Молодой Туд, остановились на окраине, собрали лодки. У Миши недавно был круглый юбилей – десять лет. Мы подарили ему радиоуправляемый катер. Дети занялись игрушкой. Катер бодренько бороздил речку против течения, поворачивался по команде, вел себя очень хорошо, пока у него не сели аккумуляторы.

На этот раз Сашка и Миша шли в отдельной лодке. Сначала мы опасались, как дети будут проходить перекаты, но у них это получалось неплохо. Лишь в одном месте, на узком сливе они встали поперек, Митька уж было собрался их спасать, но глубины реки не хватило, чтобы кильнуть лодку с детьми.

Увидев скальный выход и пещеру в нем, мы остановились, чтобы перекусить. Порезали бутерброды, слазили в пещеру. Она была не очень большой, Миша вполне в ней мог поместиться, а Митька уже нет. Однако, кругом было очень живописно. И традиционные огневые точки на коренном берегу.

Вскоре Сашка устала. Мы взяли ее на буксир и начали искать стоянку. Майские реки весьма неперспективны по поводу подхода к воде, все отмели залиты и под обрывами грязь. Мы остановились на небольшой полочке у воды, поставили палатки, сварили гречку с тушенкой. Митька пошел в лес за палочками для шашлыка, Сашка сделала салат, Федя всеми командовал. Ужин был обильным. Все ушли спать рано, потому что устали и объелись. Места здесь безлюдные, очень тихо, лишь шуршат ночью разные бобры, ежики и прочая живность. К счастью, кабаны и медведи и здесь уже повывелись, или застеснялись к нам выходить.

2 мая 2008 года.

Мишка проснулся первым. Почти разжег костер. Потом вышли Саша и Леша, мы приготовили с детьми завтрак, Федя ел кашу в палатке, а Митька, как обычно, холодную, потому что встал позже всех.

Леша долго прислушивался к своей лодке, затем посетовал, что у него травит баллон. Клеили сосок баллона. Поляна травянистая, вылезла разная мошка и комары, совершенно обнаглевшие, на Первомай они себя обычно так не ведут. Баллон перестал травить, и мы стартовали.

Пошли по реке дальше. На все вопросы с берегов откуда мы, мы отвечали, что от Туда. Шли мы не очень быстро, потому что Сашкина лодка пока еще медлительна. Сегодня мы должны были выйти в Волгу и пройти знаменитый Бенский порог. Я заранее всех напугала этим порогом вычитанным из интера описанием, что валы метровые, сам порог в каньоне, обноса и осмотра нет. Митька добавлял, что при этом в пороге кипяток и по берегам сидят стаи свирепых медведей.

Начались песчаные выходы, отвесные желтые обрывы, рельеф изменился. У встреченного рыбака мы спросили, далеко ли до Волги и он ответил, что метров сто. Мы вышли в Волгу. Все стали просить обеда, но я и сказала, что обедать мы будем, лишь пройдя Бенский порог, чтобы не расслабляться. По описанию и карте порог находится в километре от устья Тудовки. Мы прошли километра три и увидели стоянку туристов на берегу. Митька поинтересовался у них, прошли ли мы известнейший и коварнейший Бенский порог. Туристы уверили, что прошли. Леша тут же начал рассказывать, что когда он случайно свернул в сторону, его как-то странно качнуло. Таким образом, Бенский порог прошел лишь Лешин экипаж.

Мы остановились на обед на галечном выходе. Чуть дальше, через луг – окопы, линия обороны. Вообще по Тудовке окопов очень много, а в одном месте, где раньше был брод, вообще лежат противотанковые блоки. На Волге тоже достаточно следов войны.

Сварили борщ, (2 пакета супа, банка фасоли, банка тушенки), поели и двинулись дальше. Течение Волги в два раза быстрее, чем у Тудовки, а препятствий на Волге нет, либо они были скрыты водой. Около семи вечера стали искать стоянку, но берега были населены, на каждом мало-мальски приличном выходе кто-то уже рыбачил, жарил шашлык или стоял с лодкой. Митька углядел милые сосенки на берегу, но там тоже что-то горело. Сначала мы подумали, что это костер, потом поняли, что это лесной пожар. Вышли тушить. Все таскали воду котелками и бутылками, Федя указывал, куда еще следует полить. Я просто так смотрела, потому что мне казалось, что мы ничего не потушим, да и тары мне не хватило. Вообще я заметила, что лентяям никогда не хватает инвентаря. Наконец, остались лишь слабые дымки, которые тоже для профилактики щедро пролили водой.

В награду за тушение пожара мы получили замечательную стоянку. Все на ней было шикарно: ровная поляна, сосны, столик и скамеечки. Немного портила вид горелая проплешина неподалеку, но, по крайней мере это был уже не пожар, а лишь его следы.

Леша отправился за дровами и рассказал, что недалеко от нас через перелесок ограда деревенского кладбища. Никто не испугался, а дети сразу побежали на экскурсию. Леша успокоил меня тем, что привидения больше чем на 300 метров от кладбища не отходят. То, что мы не в трехстах, а в ста метрах от привидений, я узнала лишь утром.

Федя попросил заварить ему чайку. Я заварила, чай чуть остыл, я предложила его Феде.

-Видите, я сейчас очень занят! – строго сказал мне мальчик, пожав плечами. Он бродил по стоянке, серьезно размахивая какой-то дубинкой.

-Понимаешь, Феденька, - начала я объяснять, как маленькому,- сейчас уже прохладно, чаек остынет, потом тебе придется пить холодный, лучше ты сейчас его выпей!

Федя пристально посмотрел на кружку в моей руке, сделал какой-то царственный театральный жест и сказал милостиво:

-Ну, поставьте на стол, поставьте, не волнуйтесь.

А потом, немного подумав, добавил:

-Я подойду, когда освобожусь.

Феде четыре года. Все считают, что он будущий генерал.

Этой ночью было гораздо холодней, кроме того, как-то сыровато. Несмотря на близость дороги и кладбища нас никто не побеспокоил.

3 мая 2008 года.

Мишка вновь проснулся раньше всех, мы с ним разожгли костер, но так как за дровами для готовки мне идти было лень, то кашу я сварила на газу.

Леша притащил дров и уже на таганке вскипятили воду для кофе. Долго будили Митьку, он пророчил нам всяческие кары, наконец, вышел и позавтракал.

Благодаря кладбищу, нанесенному на карту, мы четко определили свое местонахождение и тронулись в путь. Дальше по карте шел мост грунтовки, но в реальности его уже давно не было. Либо опять же залит водой. Деревни старые, многие дома заброшены, а там, где ведется какое-то строительство или стоит новый дом, то это скорее дачные постройки. Всяческие фермы и прочие хозяйственные сооружения разрушены. Дом отдыха на берегу тоже, похоже, не функционирует. Зато мы видели в поле трактор, я не знаю, что означает это странное природное явление. Последний раз я видела трактор, работающий в поле, в конце восьмидесятых годов.

Остановились у острова передохнуть. Митька решил, что нам идти еще лишь час, поэтому следует подольше постоять в этом чудном месте, чтобы не сидеть потом в деревне. Леша отправился на разведку.

-Смотрите, - сказала я, - сейчас Леша найдет дорогу и предложит вызвать машину прямо сюда.

Мы поднялись по тропинке на холм и увидели возвращающегося Лешу. Весь его вид говорил о том, что он одержим какой-то новой идеей.

-Леша! – строго сказал Митька, - только не нужно прямо сюда вызывать машину, мы еще должны насладиться переходом по реке.

-Откуда ты знаешь, что я хотел так сделать? - удивился Леша.

Митька пообещал в следующий поход взять Леше и мне по мешку новопассита, чтобы мы зря не нервничали, и велел наслаждаться. Мы подчинились приказу и каждый наслаждался по своему усмотрению: Сашка ходила на остров и ловила бабочек, Миша и Леша спали, Федя размахивал неизменной дубиной.

Наконец, паникеры уговорили Митьку стартовать и мы почапали дальше.

Минут через сорок мы достигли обелиска на берегу, который и был ориентиром впадения речки Сишки. Вошли в Сишку и прошли против течения до моста. Там мы сушились, разбирались, готовили обед. Полпятого за нами приехала машина. Мы почти все успели и погрузились в пять, как и было условлено.

Едва лишь машина отъехала от берега, все дети уснули. Леша крепился, но тоже иногда спал. Ехали долго, опять дурацкие мосты, пробки, дачники.

Недалеко от Истры попросились вылезти, достали из багажника колбасу и хлеб, перекусили.

В Москву приехали около десяти, на Ленинградке встали. Леша занервничал, было уже поздно, завтра рабочий день, а пробка перед Белорусской казалась бесконечной. Водитель попросился у гайцев развернуться через две сплошные, ему разрешили, и он повез нас обратно на Динамо. Федя тут же побежал в ларек и стал там умильно смотреть на конфеты, мы же выгрузили вещи и спустились в метро. Дежурная у турникетов впечатлилась Мишкиным видом с рюкзаком и веслами и пустила бесплатно не только четырехлетнего Федю, но и десятилетнего Мишку. С Сашкой подобной холявы не произошло.

На Тверской мы распрощались и поехали домой, слегка обгоревшие, но вполне довольные походом.