[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 58.

Как ходить по Луже.

(Поход с 4-5-6 сентября 2009 года по реке Лужа Калужской области от Ильинского до Малоярославца)

Действующие лица.

Митька, Саша и  я на Щ-3

4 сентября 2009 года. Пятница.  Саша приехал к нам, мы напихали ему немного вещей и продуктов и поехали на метро на Киевский вокзал. Накануне Саша купил билетов на калужский экспресс, который идет от вокзала в семь часов вечера. Выяснилось, что на экспресс билеты продаются только по паспорту, а моих данных Саша не знал. Он купил два билета на Митьку. Я считала, что в поезд меня теперь не пустят, а Митька говорил, что все проблемы с проводником он порешает на месте.

Мы приехали на вокзал довольно рано. Ребята отправились за водой и перекусом в дорогу, я осталась на платформе с вещами. Поезд уже стоял. Посадка началась минут за 15 до отправления. Паспортов никто не проверял. Мы уселись на мягкие кресла и поехали. Сашка поменялся местами с пьяным дяденькой, и мы оказались в одном отсеке. Дяденьке было совершенно все равно, где пить дальше.

До Малоярославца доехали очень быстро, вышли на привокзальную площадь и поймали таксиста. Сначала он сказал, что до Ильинского 350 рублей, потом, что, если до реки, то добавить еще 50, потому что "…какая дорога, гражданин? Нет там никакой дороги…" (с)

Стемнело. Мы выгрузились за мостом и обнаружили множество коровьих лепешек. Каждый в обязательном порядке в них наступил. Выглянула луна, стало повеселее.

Митька был полон решимости собрать лодку и пуститься в путешествие, мы с Сашей считали, что это будет экстрим.

Нужно сказать, что перед походом Митька проверил баллоны у трешки и выяснил, что один из них течет. Он съездил к Мише и прикупил баллон на замену. Вечером перед походом выяснилось, что стал течь другой баллон, раньше исправный. Митька пророчил нам затопление. Саша как-то слишком радостно отнесся к этой перспективе. Всю дорогу он рассказывал нам, как форсировал в деревне на деревянной лодке плотину, как лодку перевернуло и сломало, как потерялись тапочки и штаны, а попутчик его и вовсе получил психическую травму. Чувствовалось, что человеку, пережившему подобное приключение уже ничего не страшно.

Собрали лодку, вещи, погрузились. Мы думали, что потеряли фонарь в летнем походе, и вдруг оказалось, что фонарь лежит в Митькином неопреновом ботинке, таким образом экстрим откладывался. Саше напялили фонарь на голову  и он стал впередсмотрящим.

В реке встречались завалы, но пока они были проходимы. Мы прочапали километра два от моста и встали на полочке левого берега.

Я сварила макароны и мы поели их с тушенкой и огурцами. После этого завалились спать. Луна светила так ярко, что можно было читать. Я прогулялась вдоль берега, по полям и зарослям. Осенняя природа в лунном свете была просто фантастической.

5 сентября 2009 года.

Утром пришли коровы. Точнее их привел пастух. Пастух-то и рассказал мне, что до Ильинского два километра и что у них здесь очень красивые места.

Саша начал умиляться коровами и даже предлагать помыть одну из них, особенно грязную.

-Бедненькая, - говорил он ей, - совсем за тобой хозяева не следят, наверно они у тебя пьяницы!

Проснулся Митька. Мы поели каши и ребята стали чинить баллоны. У Саши оказался удивительный талант находить на слух течи. Ребята заклеили все, что можно и мы двинулись в дальнейшее путешествие.

На пути возник уже непроходимый завал, Митька стал рубить бревно. Через некоторое время Саша, который регулярно посещает спортзал, сменил Митьку. Таким образом они довольно быстро все перерубили и мы двинулись дальше. Нужно сказать, что рубили они минут 20, обнос бы занял минуты три. Впрочем, это было благое дело.

Дальше река периодически подкидывала нам завалы и завальчики, но все можно было пройти, пилить больше ничего не пришлось.

Мы встали на обед в зарослях орешника, ребята набрали лещины, я сварила овощной суп на копченой свинине, получилось очень хорошо.

И еще я искупалась. Вода холодная, но терпимая.

В этих местах река сильно петляет. Мы так долго шли до деревни Афанасово, что для меня перспектива полного прохождения маршрута за два выходных дня стала уже призрачной. Постепенно вечерело и, если до этого на реке стоянок не было, то теперь не стало даже мест, пригодных для того, чтобы вылезти на берег для разминки.

В реке появились рыбаки. При виде одного из них Сашка звонким голосом начал высказывать свои мечты о свежей рыбе. Рыбу он предлагал заполучить, предварительно треснув рыбаку веслом по голове. Рыбак прекрасно услышал всю эту тираду, слегка обиделся,  но благосклонно принял Митькино объяснение о том, что боец у нас еще необученный и, "…как видите, не вполне адекватный".

На пути возникла плотина. Скорее всего это бывшая малая ГЭС. Теперь от нее ничего не осталось, кроме двух рядов набросанных в частоколе камней.

Ребята провели плотину с краю, мы пошли дальше. Приближалось село Юрьевское. Возле села на излучины реки был перекат с белыми камнями. Тетенька-рыболов рассказала Митьке, что это природное образование. Митька высадил всех адекватных и неадекватных из лодки и прошел перекат сам.

После Юрьевского берега окончательно превратились в отвесные склоны, заросшие ивняком. Стало темно. Вновь выдали Саше фонарик.

Митька нашел более-менее пригодный склон и луг наверху. Мы воткнули весло, чтобы не потерять в траве вещи и стали разгружаться, карабкаясь на четвереньках наверх. От луга начинался лесной косогор.

Впервые за весь поход развели костер, сварили каши с тушенкой, поели овощей и улеглись спать.

6 сентября 2009 года.

Утром пошел небольшой дождик, стало пасмурно. Мы с Сашкой позавтракали макаронами с сыром, потом долго и нудно будили Митьку. Около часу дня мы все же ушли с этой стоянки с намерением дойти хоть до чего-нибудь.

Постепенно характер реки менялся, ивняк сменился на березки, появились сосны и прочие приличные деревья. Но возросла и населенка, а с ней и все прелестные следы человеческой деятельности.

Сделав несколько петель вокруг одной  и той же деревни мы поразились, что время уже движется к вечеру, а мы движемся, будто черепахи. На одной из петель пьяный дедушка попросил у нас зажигалку и пообещал, что дальше река будет очень крутая. Я уж было испугалась, но он объяснил, что по-современному крутая - это значит красивая.

Около семи часов мы приблизились к Малоярославцу. Выгрузились возле козьего выпаса, недалеко от монастыря. То есть монастырь был далеко, на горе. Сашка разведал дорогу, мы собрались,  и, не высушив лодку, пошли  к станции.

О! Это было экстремально! Первый подъем вдоль деревни градусов в 45 был цветочками. За поворотом нас ждал другой, потом третий… До самой станции дорога шла в гору. Километра три наверно. Или даже пять.

После первого подъема Сашка, который, как уже говорилось, ходит в спортзал начал обучать нас с Митькой правильному дыханию. Митька коварно предложил поменяться рюкзаками. В следующий подъем Сашка уже тащил Митькин рюкзак с лодкой и его сентенции о правильном дыхании несколько поутихли. Затем они вновь поменялись, но к тому времени Митька уже отдохнул.

Город очень милый и монастырь красив, но были уже сумерки.

Электричка шла лишь до Апрелевки, Сашка купил билеты, а я тем временем посетила местный туалет. Неизгладимы были мои впечатления, а кеды пришлось мыть в луже.

До Апрелевки я читала книгу, поэтому дорога показалась мне быстрой. В Апрелевке пересели на Нарскую электричку, затем на вокзале на метро. Дома мы были в 12 ночи. Митька собирался на дачу, поэтому пообещал Сашке отвести его по дороге домой. Сашка даже разрешил Митьке вымыться. Полпервого они уехали, а я пошла вещи разбирать.