ГЛАВА 3. БЫЛИ ЛИ ВЕНЕДЫ СЛАВЯНАМИ? АНТИЧНЫЕ И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОЧНИКИ О СЛАВЯНАХ

    Античные источники подводят к моменту появления славян на исторической арене; славяне назывались венедами (Venedi, Veneti, Venethi, Venadi), склавами или склавенами (Sclaveni, Sclavini, Sclavi), антами (Antes, Anti) и др. Два последних этнонима появляются в V в. и, как правило, прилагаются к реальным славянам; сложнее обстоит дело с именем венедов.

    Самые ранние источники, фиксирующие «славянские» этнонимы и топонимы, — произведения римских авторов I—II вв. н. э. Плиния Старшего, Тацита и Птолемея, а также «Певтингерова карта» (см. о них выше в гл. 1. 2. 6). Эти авторы и карта называют в Восточной Европе племя венедов.

    Согласно Плинию, «некоторые передают, что она (таинственный остров в Балтийском море Энингия. -Авт. ) населена вплоть до реки Висулы (Вислы. -Авт. ) сарматами, венедами, скирами, хиррами... » (IV, 13, 97). Римский историк Тацит колеблется, «причислить ли народы певкинов, венетов и феннов к германцам или сарматам», и локализует венетов между феннами в Юго-Восточной Прибалтике и певкинами в низовьях Дуная («Германия», 46). Клавдий Птолемей знает также Венедские горы и Венедский залив (Балтийское море), вдоль которого около устья Вислы живут венеды («Географическое руководство», III, 5, 1; 7-9). На «Певтингеровой карте» венеды выступают дважды в районе среднего и нижнего Дуная (см.: Свод. 1991. Т. I. С. 18-80).

    Признать упоминаемых в этих памятниках венедов славянами (что было сделано уже в первой четверти XIX в. ) побуждают три обстоятельства. Во-первых, это свидетельство историка VI в. Иордана, который прямо подтвердил славянство венедов («они все называются славянами и антами»). Во-вторых, в средние века и новое время этим же этнонимом (вене, винды) называли славян германцы, финны и эсты. В-третьих, висленская локализация венедов соответствует тому факту, что именно здесь многие археологи и лингвисты видят древнейшие славянские памятники.

    В результате теория славянства ранних венедов стала чрезвычайно популярна среди славистов; ее придерживались такие ученые, как поляки В. Суровецкий, С. Роспонд, Т. Лер-Сплавинский, Г. Ловмяньский, К. Тыменецкий, Т. Завадский, Зб. Голомб, чехи П. Шафарик и Л. Нидерле, российские ученые Ф. А. Браун, А. Л. Погодин, А. Д. Удальцов, Г. В. Вернадский, С. Б. Бернштейн, Ф. П. Филин, В. В. Седов, Б. А. Рыбаков и др. Однако недавняя публикация указанных выше фрагментов (см.: Свод. 1991. Т. I. С. 18—80) позволила снова поставить вопрос о состоятельности «прославянской» аргументации. Исследование литературной традиции (наличие более ранних источников у Плиния и других авторов), историко-географического контекста упоминания венедов (размытость и искусственность помещения венедов у Вислы, связь венедского этнонима с Янтарным путем и т. д. ), лингвистические аргументы (дославянский — иллирийский, кельтский или германский ареал распространения этнонима), а также неопределенность археологической атрибуции ранних славян не позволяют делать прямолинейных и однозначных выводов относительно славянства ранних венедов. Необходима и желательна более глубокая проработка этой проблемы.

    Собирание, издание и изучение древнейших источников по истории славян имеет давнюю традицию; первые собрания текстов о славянах появляются в начале XVII в. (подробнее анализ этой традиции см.: Свод. 1991. Т. I. С. 6-10).

    В 1837 г. чешский ученый П. Шафарик (P Šafařik в «Славянских древностях» впервые всесторонне проанализировал древнейшие сведения о славянах, привлекая также античные источники; с тех пор многие славянские историографии (польская, югославская, болгарская) обогатились изданиями античных и средневековых источников по ранним славянам. Примером одной из таких публикаций может служить книга польского историка М. Плези, вышедшая в 1952 г. (GLZ) и охватывающая источники от Геродота до византийских авторов IX в. В издании Плези даны переводы с новейших изданий греческих и латинских авторов, сообщается информация об авторе и произведениях, приводится библиография проблемы, но, к сожалению, отсутствуют оригинальные тексты и более или менее подробный комментарий.

    В отечественной историографии последнего столетия такая подборка древнейших греческих, латинских и византийских текстов, содержащих сведения о славянах, была составлена А. В. Мишулиным в 1941 г. (см.: Древние славяне. 1941. С. 230—284). Эта публикация также не имеет оригинальных текстов и комментариев, она далеко не полна, поэтому пользование ею затруднено.

    Последнее в России издание ранних «славянских» сведений, начинающихся с I в. н. э. (Плиний, Тацит, Птолемей, Певтингерова карта, Иордан, Равеннский Аноним и др. ), осуществил коллектив авторов под руководством Л. А. Гиндина и Г. Г. Литаврина (Свод. 1991—1995. Т. I—II). В основу этого капитального и во многом образцового издания были положены те же принципы, что и в своде «Древнейшие источники по истории Восточной Европы» (см. Предисловие). В нем же дана библиография работ по ранней истории славян (Свод. Т. I. С. 404—441; Т. П. С. 520-554).