Поля - Клязьма.

На страницу водных походов

Заброска -выброска.

Заброска. Казанский вокзал. Черустинские электрички: 8-20, 8-37, 9-04 до станции Кривандино. Время в пути 2ч.35мин. От станции до реки ~ 10мин. Удобный стапель за автомостом, много места, рядом магазин. Собираться можно и на другом берегу, пройдя по мосткам.

Выброска. Мы заканчивали маршрут в Собинке, доплыв до автомоста. Байдарки лучше собирать рядом с ним на правом берегу. От антистапеля до автобусной остановки не более двух минут. Рядом с остановкой столовая (в выходные работает до 16-30), есть магазины. Автобус до станции Ундол ходит часто, за проезд с нас кондуктор взяла 34 рубля за всё (6 взрослых, 1 ребёнок, собака и багаж), до Ундола ехать не более 10 минут. До Москвы от станции Ундол придётся добираться с пересадкой в Петушках. Есть одна прямая электричка из Владимира в14-20 (по информации, полученной от местных жителей), которая отправляется со станции Ундол ежедневно приблизительно в 14-50. Местные поезда Владимир-Петушки: 8-30, 15-15, 17-30, 20-20 . Чтобы рассчитать время их прибытия в Ундол, добавьте полчаса. Мы выехали из Ундола в 18-02. До Петушков ехать 40 минут. Через полчаса после прибытия кукушки в Петушки отправлялась электричка до Москвы (Курский вокзал). Время в пути от Петушков до Москвы - два часа.

Лоция. Май 2002.

Лоция составлена экипажем байдарки Таймень-2  под гордым названием "МОНСТРА", с собачкой породы шелти на борту, вызвавшей море споров среди туристов: это карликовый колли или щенок?! Всем привет, с кем мы встречались!

Ходовое время

Ориентир или вид препятствия, краткое описание

~15мин.

Мост.

40мин.

Остатки старого моста (торчат только металлические опоры).

50мин.

Река входит в леса, много хороших стоянок на обоих берегах.

1ч.25мин.

Река выходит из леса, дальше стоянок нет.

1ч.45мин.

Русло реки "раздваивается" под углом в 180°. Хорошая стоянка напротив. Нам направо.

2ч.10мин.

Деревня Дмитровка на левом берегу.

2ч.50мин.

Длинный высокий правый берег с прекрасными местами под стоянки. При нас на нём разместилось 7 групп, нисколько не мешая друг другу. Очень много дров. Рядом проходит лесная дорога. Местных и змей замечено не было.

3ч.15мин.

Высокий правый берег. Подряд 4 хороших стоянки.

3ч.20мин.

Правый берег. Ещё одна очень симпатичная стояночка под соснами со столом и скамейками.

3ч.40мин.

Правый берег. Стоянка.

3ч.44мин.

Левый берег. Стоянка.

3ч.47мин.

ЛЭП.

3ч.54мин.

Правый обрывистый берег. Хорошая стоянка со столом. Высадка затруднена.

4ч.00мин.

Правый берег. Стоянка.

4ч.11мин.

Правый берег. Хорошие места под стоянки заняты отдыхающими местными.

4ч.19мин.

Автодорожный мост плюс опоры старого моста, ЛЭП.

4ч.26мин.

Левый берег. Ручей-водопадик.

4ч.31мин.

Автомобильный брод.

4ч.40мин.

Деревянный мост. Примерно через 40 метров после него реку преграждают бетонные плиты и две трубы, в которые уходит река. На майские есть проходик вплотную к левой трубе.Тут же домики на правом берегу. Деревня Семёновская.

4ч.49мин.

Правый берег. Дорога, уходящая в воду.

4ч.52мин.

Автомобильный брод, домики на левом берегу. Деревня Гармониха.

4ч.59мин

ЛЭП.

5ч.15мин.

Высоко над водой поперёк реки жёлтые трубы большого диаметра и непонятного назначения.

5ч.19мин.

Раздвоение русла реки, течения почти нет. Налево.

5ч.23мин.

Хорошая стоянка на обрывистом песчаном берегу.

5ч.35мин.

Железный пешеходный мост, на правом берегу водонапорная башня, корпуса старого пионерлагеря. Через 30 метров остатки моста (деревянные сваи).

5ч.37мин.

ЛЭП.

5ч.41мин.

По обоим берегам стоянки в сосновом бору.

5ч.46мин.

Железнодорожный узкоколейный мост. Проход слева. 

5ч.50мин.

ЛЭП. Правый берег, замечательные стоянки, но на левом полно местных. Через несколько минут будет много неплохих стоянок на обоих берегах.

6ч.10мин.

Многоступенчатый завал. Деревья повалены в шахматном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Проход сложен, но вполне возможен.

6ч.20мин.

Левый берег. Ручей.

6ч.25мин.

Завал. Многие группы обносят. Проходили у левого берега, высадив матросов, всё равно поскреблись днищем на выходе.

6ч.55мин.

Правый берег. Хорошая стоянка.

7ч.05мин.

Брод. Правый берег. Три хороших стоянки. Рядом лесная дорога, сосновые посадки. Дрова есть, но за ними надо ходить. Змей нет (в отличие от противоположного берега), на собаке был обнаружен клещ.

7ч.13мин.

Правый приток Поли - ручей Воймега. Сразу за ним хорошая стоянка.

7ч.29мин.

Завал. Проводка с перетаскиванием гружёных байдарок через брёвна.

7ч.39мин.

Завал. Та же история.

7ч.49мин.

Пешеходный мост. Перед ним хорошая стоянка на левом берегу.

7ч.53мин.

Завал. Перетаскивание гружёных байдарок.

8ч.16мин.

Правый берег. Высокие берега со стоянками.

8ч.31мин

Правый берег. Шумный ручей.

8ч.44мин

Правый берег. Стоянка.

9ч.09мин

Завал устрашающего вида. Вблизи оказывается кучей поваленных деревьев у левого берега круто поворачивающей реки. Справа чистый широкий проход.

9ч.15мин

Левый берег. Стоянка на высоком обрывистом песчаном берегу.

9ч.38мин

Последняя стоянка на реке Поля. Хорошей её не назовёшь. Правый берег.

9ч.49мин

Правый берег. Дома-бараки, лодки, машины.

9ч.53мин

Впадение Поли в Клязьму.

14ч.20мин.

Железнодорожный мост в Собинке.

P.S: Подробная лоция по Клязьме не была составлена, ввиду того, что мы, адмиральский экипаж, были вынуждены налегать на вёсла и слишком часто вылезать на берег в поисках места для ночёвки. Отследить затраченное время в таких условиях не предоставлялось возможным.

Впечатления, рекомендации.

Полю я могу смело назвать самой интересной и живописной рекой Подмосковья, на которой мне довелось побывать. Река на всём своём протяжении очень красива и разнообразна в своей красоте: узкая, извилистая Поля в начале маршрута течёт среди лугов, поросших высокой травой; среди болотистых луговин, поросших кустарником; немного расширяясь, весело бежит мимо красивых сосновых лесов с высокими обрывистыми песчаными берегами.

На майские праздники Поля - узкая глубокая постоянно петляющая река с быстрым течением и порой довольно сильными прижимами. Постоянные повороты реки и обилие полузатопленных коряг не дают возможности ослабить внимание. На лесной части маршрута много полуповаленных, склонённых низко над водой деревьев, встречаются завалы. В большую воду они почти все легко проходимы. Нам пришлось обнести всего три завала. "Обносы" были осуществлены путём простого перетаскивания гружёных байд через преграждающие путь брёвна.

Поля - малонаселённая река, однако, вблизи деревень на обоих берегах много отдыхающих на машинах и рыбаков. Что, впрочем, не особо напрягает, ибо эти участки довольно быстро кончаются, а местное население не проявляет к туристам ни малейшего интереса.

Вода в Поле вполне пригодна для питья, имеет характерный красноватый торфяной цвет. Можно набирать воду в ручьях или деревнях (см. лоцию), но на мой взгляд, таскание с собой большого числа объёмных канистр (мы встретили пару подобных групп) в данном случае не оправдано. Печально известный приток Поли - Воймега, протекающий мимо Рошальского химкомбината, был чист, как и вся Поля. Местные рыбаки с удовольствием ловят рыбку в месте его впадения в Полю. На всём протяжении маршрута мы не увидели ни одной дохлой рыбёшки, зато водный путь нам постоянно пересекали симпатичные ужики. На удочку наш малолетний рыболов поймал несколько мальков, а более опытному - Максу посчастливилось заблеснить щурёнка.

Про Клязьму, по которой проходит завершающая часть маршрута, ничего хорошего сказать не могу. Вода в реке ужасно грязная, при гребке не видны нижние 2/3 погружённой в воду лопасти, зато на верхней трети прекрасно видна бурая взвесь. По реке периодически проплывают моторки, внося свою лепту в виде радужных разводов на воде. Сколько раз мы пожалели, что не взяли с собой фильтр-кувшин! Впадающих в Клязьму ручьёв нам найти не удалось кроме одного. О его существовании мы узнали от местных рыбаков, ручей с воды практически не заметен. Берега Клязьмы сплошь поросли кустарником или (что значительно реже) дубравами с высокой травой. Встречаются иногда и смешанные лиственные леса, поросшие густым подлеском. Берега обрывисты на всём протяжении реки, подхода к воде нет. С дровами тоже большая напряжёнка. А посему, как вы наверно уже догадались, рассчитывать на более-менее приличную стоянку на Клязьме не стоит. Лучше заночевав в Поле, на следущий день, совершив короткий переход, уехать из Копнино. Из этой деревни ходит автобус до Ундола несколько раз в день (более точными данными не располагаю). Если же в ваши планы входит более длительный маршрут, то советую, опять же заночевав в нижнем течении Поли, на следущий день пройти почти весь маршрут по Клязьме, сделав ещё одну ночёвку в хороших сосновых лесах на правом берегу реки после базы отдыха за  деревней Крутояк, или же пройти всю Клязьму до Собинки, откуда можно уехать автобусом до ж/д станции Ундол.