Как я бомжевал в городе на Неве

Олег Савостьянов

Было это в начале августа 1987 года, в самый разгар студенческих каникул. Ребята разъехались кто куда, в Москве было душно и скучно. По какой-то надобности я проходил мимо Ленинградского вокзала и вдруг подумал: "Сколько лет живу на свете (вот уже 19 лет!), а в Ленинграде не был!" Тогда я без дальнейших раздумий подошел к кассе и купил билет на ночной поезд.

Вернувшись домой я рассказал маме о своем намерении. Вопреки моему ожиданию, она отнеслась к моей затее спокойно, покормила меня ужином и я стал собирать вещи. Я предпочитаю путешествовать налегке и не люблю таскать с собой большие сумки, тем более чемоданы. Поэтому я положил в визитку фотоаппарат, паспорт, карту Ленинграда, запасную фотопленку и зубную щетку. Зная по-наслышке о сыром Ленинградском климате я хотел взять зонтик, но он в визитку не влезал, а две вещи в руках - это уж слишком! Но все-таки, на всякий случай, я спросил у мамы совета, брать ли зонтик. Мама сказала, что погоду обещали хорошую, а так как мне придется таскать зонтик в руках, то я его непременно где-нибудь забуду.

Так я и поехал на последнем поезде метро: кроссовки, джинсы, белая рубашка с коротким рукавом и капроновая ветровка, в сложенном состоянии умещавшаяся в кулаке. Денег при мне было 40 рублей. До двух часов ночи я проболтался на вокзале, наконец подали поезд и я залег спать на верхней боковой полке.

Проснулся я около 9.00. За окном было хмуро и шел дождь, но я рассчитывал, что он кончится к моему приезду. Напрасно! Когда я в полдень ступил на ленинградскую землю, дождь хлестал, как из ведра. От ветровки толку не было никакого и я изо всех сил припустил от поезда к зданию вокзала. Дело в том, что я еще в Москве, планируя свои действия, собирался сразу по приезде взять обратный билет на следующее число. За сутки осмотреть город, переночевав на вокзале, и вернуться. На свободные места в гостиницах в разгар туристического сезона я даже не рассчитывал, поэтому и не пытался получить номер. Здесь случился второй облом. Обратных билетов на завтрашний день в кассе не было. По чьему-то совету я поехал в кассы предварительной продажи на канале Грибоедова, а заодно ознакомился с местным метро. Хорошее метро, но в Москве лучше. В предварительных кассах мне относительно повезло: я купил билет, но не на завтра, а на послезавтра.

По большому счету, мне следовало вернуться на вокзал и купить билет на автобусную экскурсию по городу. Но очередь на экскурсии стояла на улице под проливным дождем и я решил, что правильнее будет самостоятельно походить по улицам от магазина к магазину. Доехав до площади Александра Невского я осмотрел лавру, вышел на Невский проспект и направился в сторону Адмиралтейства, наблюдая жизнь, изучая архитектуру. На площади Восстания, как это всегда у нас бывает, в самый разгар дождя укладывали асфальт. По дороге я подкрепился в какой-то забегаловке пирожками и кофе. Дождик постепенно утих и, когда в наступающих сумерках я дошел до Адмиралтейства, перестал совсем.

Я неспешно прогуливался по скверу среди моряков, якорей и прочих достопримечательностей, когда ко мне подвалила толпа цыганок. Одна из них начала хватать меня за руку, предлагать погадать и предсказать судьбу. К тому же она все время норовила сунуть мне под нос своего младенца. Я не верил в то, что она может предсказать мне что-нибудь путное, поэтому, чтобы побыстрее от нее отвязаться, сунул ей горсть мелочи и собрался отвалить. Но не тут-то было. Почуяв легкую добычу цыганка еще крепче вцепилась в мою руку, а ее коллеги взяли меня в плотное кольцо.

- Нельзя. - Сказала она. - Если ты дал деньги, то я должна тебе погадать. Просто так мне деньги брать нельзя: плохо будет.

Моя жалость иногда граничит с тупостью. Я решил: "Ладно, потерплю несколько минут, пусть гадает, раз уж заплатил..." Цыганка принялась что-то бормотать, перекинув ребенка своей подруге и пересыпая мелочь из руки в руку. Видимо ее бормотание подействовало на меня гипнотически, так как я не прислушивался к тому, что она говорит, но когда она сказала, что надо мелочь завернуть в бумажные деньги, я почти с радостью протянул ей рубль. Она проделала с ним какие-то манипуляции и рубль исчез из поля моего зрения. Через несколько минут я понял, что речь снова идет о деньгах и что нужна купюра побольше. Я порылся в кармане и достал 3 рубля. Она с готовностью их схватила и продолжила свою песню. Опять пошел разговор о деньгах и я не знаю, чем бы это закончилось, но тут кто-то грубо схватил меня за руку и сказал:

- Ты что, парень, сдурел? Они тебя сейчас без штанов оставят!

Сознание мое прояснилось, я сообразил, что уже отдал цыганкам больше четырех рублей и стал проталкиваться сквозь их ряды за приведшим меня в чувство мужчиной. Цыганкам это не понравилось. Они пытались схватить меня за руку, но видя, что добыча все-таки ускользает, обратили свой гнев на моего спасителя, осыпав его бранью и проклятиями. Отведя меня на достаточно безопасное расстояние, мужчина пошел своей дорогой, а я задумался, что делать дальше.

Для ночевки я выбрал Московский вокзал. Но спать было еще рано и я взял билет в кинотеатр "Колизей" на последний сеанс: прекрасный отдых для измученной души и уставших от целого дня ходьбы ног. Было уже около полуночи, когда я добрался до вокзала. Перекусив в буфете я стал присматривать местечко, где мог бы "бросить кости". В помещении вокзала было людно и ужасно грязно. Все сидячие места были заняты, какие-то люди спали прямо на полу, подложив под головы свои мешки. Единственным более-менее пригодным помещением был зал ожидания, потому что из него милиционер выгнал всех, у кого не было билетов на поезд. Я показал свой билет. На дату отправления милиционер не взглянул и оставил меня в покое. Я нашел свободное сиденье и уселся, бросив визитку на колени и пытаясь возложить на нее голову.

Естественно, нормально выспаться мне не удалось, поэтому около 7.00 я покинул зал ожидания, кое-как привел себя в порядок перед зеркалом в туалете, позавтракал в том же буфете и пошел в город. Первым делом я отправился на Дворцовую площадь, но очередь в Эрмитаж толстым хвостом несколько раз огибала здание и я решил не тратить время. В моих планах было еще посещение Петродворца. По схеме движения транспорта я выяснил, что туда можно добраться на 36-м трамвае.

Доехав на метро до ближайшей остановки я сел в трамвай. Скоро улицы кончились и потянулись какие-то безлюдные пустыри. Народ в трамвае таял с каждой остановкой и вскоре я остался совершенно один. Я трясся уже около часа, а Петродворцом и не пахло. Меня начали терзать сомнения, не ошибся ли я маршрутом. Спросить было не у кого и еще минут через 15 я, не выдержав, сошел на совершенно пустынной остановке. Полчаса я ждал обратного трамвая, а затем снова трясся до города.

Ничуть не расстроившись своей неудаче, я решил посвятить день осмотру других достопримечательностей Ленинграда. Не буду утомлять подробностями. Каждый ребенок у нас знает, что следует посмотреть в Ленинграде: Исаакий, Спас на Крови, Медный всадник, Смольный, Зимний, мосты и набережные, стрелка Васильевского острова и т.д. и т.п. Мне не удалось осмотреть лишь "колыбель революции" - "Аврора" была в доках на ремонте. Во второй половине дня я совершил прогулку по Васильевскому острову, но там мне не понравилось: он почти весь застроен современными домами и похож на новые московские микрорайоны.

Незаметно наступил вечер. На последнем сеансе в каком-то кинотеатре я полтора часа отдохнул и отправился на Выборгскую сторону. Так как Московский вокзал не оставил у меня хорошего впечатления, то в этот раз я решил осчастливить своим присутствием Финляндский вокзал. Там оказалось гораздо чище и уютнее. После проверки паспорта и билета я уселся в полупустом зале ожидания и попытался уснуть. Естественно, толком я так и не выспался, так как постоянно просыпался в момент падения со стула. К тому же ближе к утру стало очень холодно. Совершенно закоченев я с трудом дождался времени, когда открывается метро и вышел на улицу. В первых лучах восходящего солнца я, как рептилия, погрелся, осмотрел паровоз, на котором Ленин приехал в Питер накануне революции, позавтракал и опять отправился в город. На этот раз в Гостиный двор за сувенирами.

Кстати, меня поразило, что все ленинградцы очень степенно ведут себя на дорогах: водители ездят только на зеленый свет, пешеходы никогда не перебегают на красный. Один раз я хотел по московской привычке перебежать улицу на красный свет и уже сделал было шаг к краю тротуара, но в этот момент через дорогу побежал какой-то дядечка и вся толпа неодобрительно зашумела:

- До таких лет дожил, а все на красный свет бегает! - Я решил, что этот дядечка тоже был москвичом.

В Гостином дворе я накупил разных безделушек и видел огромную крысу, которая распугивая покупателей пронеслась через весь торговый зал. Купив еще одну пленку я отправился фотографировать все, что не смог снять из-за дождя в первый день.

Во второй половине дня я поехал на вокзал, сел в скорый поезд "Аврора" с самолетными креслами и, отменно выспавшись, через шесть часов был в Москве. Вот так я провел в Ленинграде три дня и две ночи, был немного пощипан цыганками и мог бы сделаться настоящим бомжем, если бы не купил сразу обратный билет, а добрый человек не спас меня.

Кстати, уже значительно позже я узнал, что цыганки используют почти все из 130 приемов внушения, известных в психотерапии. В отличие от психотерапевтического цыганский гипноз не отключает полностью сознание жертвы, которая прекрасно понимает, что шувани - "мудрая женщина" - сейчас ее обманет и выудит денежки, но противостоять не может. Мне остается утешиться лишь тем, что в сети коварных гадалок, помимо простофиль вроде меня, попадали и такие образованнейшие и умнейшие люди, как Пушкин, Лермонтов, Достоевский. Так что могучий интеллект вовсе не является защитой от шарлатанства.