Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
НазваниеСвятая Русь, О.А. Мончаловский, Львовъ 1903г.
URL http://www.wu-wien.ac.at/groups/ukraine/swiataja_rus5.htm
Cодержание http://www.wu-wien.ac.at/groups/ukraine/swiataja_rus.htm

V. Галицкая или Червоная Русь.

Мы розсказали   исторію большой части   русского
народа,  щобы представити, якіи судьбы онъ перехо-
дилъ и якъ возникла великая русская держава и щобы
читатели  могли ту исторію поровнати съ исторіею и
судьбою меньшей части русского народа, именно-же

43

той части, которая называеся Галицкою или Червоною
Русью и до которой мы принадлежимъ.

Якъ уже раньше сказано, великій князъ Яро-
славъ I. или Мудрый роздЪлилъ передъ своею
смертію въ 1054 г. русскую державу или Русъ на
удЪлы (части) межи своихъ пять сыновъ: Bлaди-
міра, Изяслава I. Святослава, Всеволода I.
и Игоря. Умираючи, Ярославъ Мудрый далъ своимъ
сынамъ такое завЪщаніе: „ДЪти мои, любите другъ
друга. Ежели будете жити въ любви, то Богъ буде
съ вами и покоритъ вамъ всЪхъ вороговъ. Если-же
станете сваритись, то и сами погибнете и погубите
землю отцевъ и дЪдовъ вашихъ, которую они добыли
себЪ съ великимъ трудомъ".

Сыны Ярослава слухали, но не послухали сей
мудрой рады отця. Они начали правити каждый от-
дЪльно, каждый по своему, a изъ того выйшли межи
ними роздоры и вражда. Кн. Изяславъ просилъ
даже помочи нЪмецкого императора Генриха IV и
папы Григорія VІІ противъ своихъ братовъ. ДЪти
названныхъ князей продолжали сваритись и дальше
подЪлили русскую землю, изъ чого возникли въ за-
падной части Руси, где нынЪ Галичина и часть Во-
лынской губерніи, четыре отдЪльния княжества, a
именно: владимірское (съ столицею Владиміръ-Во-
лынскій въ Волынской губернія, притыкающей до Га-
личины), перемышльское (съ столицею Пере-
мышлъ), теребовельское (съ столицею Теребовля)
и звенигородское (съ столицею Звенигородъ). Три
послЪдніи княжества достались на зъЪздЪ русскихъ
Князей въ ЛюбечЪ въ 1097 г. князьямъ Васильку
и Володарю Ростиславичамъ, внукамъ Ярослава
Мудрого. Сынъ Володаря, Владимірко Волода-
ревичъ, соединилъ тЪ княжества въ одно, выбралъ
въ 1141 г, Галичъ на рЪцЪ ДнЪстрЪ своею столицею
и назвалъ свое княжество Галицкимъ.

Въ 1198 г. умеръ послЪдній потомокъ Ростисла-
вичей и князь Poмaнъ   Мстиславичъ, внукъ
князя Изяслaвa   Bолынского, соединилъ Гaлиц-

44

кoe княжество съ княжествомъ Bлaдимipскимъ
(Волынскимъ). При князъяхъ рода Романа Мстисла-
вича, правившихъ до 1337 г., гaлицко - влaдимір-
ское княжество достигло найбольшой силы и розвитія.
На юго-западЪ оно упиралосъ въ горы Карпаты, a на
западЪ отдЪлялосъ отъ Польщи рЪками: Вислокомъ,
Сяномъ и Вепромъ; на сЪверъ его границы доходили
до городовъ Бреста, Слонима, Новгородка и до рЪки
Березины; на востокъ его границы ишли до городовъ
Черкасъ и Брацлава до устья ДнЪстра; на юго-во-
стокъ-же галицко-владимірское княжество доходило до
Прута и Дуная, где возникъ русскій торговый городъ
Maлый   Гaличъ (нынЪ Галацъ въ Румуніи).

Особенно сильно было галицко-владимірское кня-
жество при князЪ ДанилЪ РомановичЪ, сынЪ Ро-
мана Мстиславича и близкомъ сроднику и современ-
нику  московскoгo князя Александра Невско-
го, которого русская цервовь, подобно, якъ князя
Владиміра и князей Бopисa и ГлЪба, причи-
слила къ святымъ — (ПрадЪдомъ Данила Романовича
былъ третій сынъ Ярослава Мудрого, Святославъ,
a прадЪдомъ св. Александра Невского четвертый сынъ
Ярослава Мудрого, Всеволодъ). Въ 1255 г. кн. Да-
нилo Рoмaновичъ принялъ даже королевскій ти-
тулъ, вслЪдствіе чего галицко-владимірское княжество
стало королевствомъ.

По смерти короля Данила Романовича въ 1264 г.
галицко-владимірская Русь зачала зновь называтись
княжествомъ, понеже Данило Романовичъ передъ сво-
ею смертью роздЪлилъ свою державу на три части,
именно нa княжества: влaдимipско - волынское,
львовско - перемышльское и холмско - га-
лицкое; первое онъ далъ своему брату Baсилію,
второе своему сыну Льву, a третъе своему молод-
шому сыну Швapну.

Понеже князи Шварно и Василій вскорЪ потомъ
умерли (въ 1270 и 1271 гг.). то холмско-галицкое кня-
жество досталось князю Льву Даниловичу, a вла-
димірско-волынское было роздЪлено на двЪ части: въ

45

одной сталъ княжяти сынъ Baсилія, Bлaдимipъ,
a въ другой третій сынъ короля Данила Романовича,
Мстиславъ. Такимъ способомъ подъ властью кн.
Льва Даниловича соединились два княжества: львов-
ско - перемышльское и холмско - галицкое.
Кн. Левъ сдЪлалъ своею столицею гор. Львовъ, осно-
ванный его отцемъ Даниломъ въ 1240 г., и принялъ
титулъ великого князя.

По смерти Льва Даниловича въ 1301 г., на га-
лицкій престолъ вступилъ его единственный сынъ
Юрій I. Въ 1289 г. умеръ князь Вдадиміръ Во-
лынскій, a въ 1305 г. князь Мстиславъ Волын-
скій, вслЪдствіе чего князъ Юрій I. соединилъ вла-
димipско - волынское княжество со своими вла-
дініями и, короновавшись короною своего дЪда Данила,
принялъ титулъ короля всей  Maлой Pycи.

Король Юрій I. правилъ до 1315 г. По его смер-
ти на галицко-владимірскiй престолъ вступилъ его
старшій сынъ Aндpей. Молодшій сынъ Юрія I. и
братъ Андрея, Левъ II. оставилъ княжество своего
брата и переселился до своихъ сродниковъ за ДнЪстръ.
Князь Андрей жилъ частью во ЛьвовЪ, частью-же въ
ВладимірЪ-Волынскомъ, где и умеръ въ 1324 г., не
оставивши потомковъ.

Тогды галицко-владимірскіи бояре призвали на
опорожненный престолъ мазовецкого князя, Боле-
слава Тройденовича, сына Маріи, дочери короля
Юрія I. Болеславъ Тройденовичъ былъ римско-като-
лической вЪры, но щобы утвердитись на Галицко-Вла-
димірскомъ престолЪ, принялъ православную вЪру и
имя Юрій II. Его княженіе принесло несчастье на
Галицко-Владимірскую Русь. Утвердившисъ на пре-
столЪ, онъ поддался римско-католическому духовен-
ству и вернулся назадъ до римско-католической вЪры.
Онъ призвалъ на свой дворъ и въ Русь множество
польской шляхты изъ Мазовша, a также Мадьяръ и
НЪмцевъ, которыи стали вытЪсняти русскихъ бояръ
изъ ихъ мЪстъ. Все то вызвало неудоволъствіе рус-

46

скихъ бояръ на Юрія II. и наконецъ они отруили его
въ ВладямірЪ-Волынскомъ въ 1340 г.

Съ Юріемъ   II. вымеръ родъ Романовичей и га-
лицко-владимірская Русъ, оставшисъ безъ наслЪдствен-
ного князя, вскорЪ подпала  подъ чужую власть. Въ
1340 г. умеръ   Московскій  великій   князь Іоаннъ Ка-
лита,   „собиратель русской земли",  въ  виду чего не
стало на Руси сильныхъ   князей, которыя бы могли
соединити   Галицко-Вдадимірское княжество съ дру-
гими русскими землями. Такое положеніе выкорысталъ
польскiй король, Kaзиміръ Bеликій. Въ томъ-же
1340 г. онъ  прибылъ съ войскомъ изъ Кракова во
Львовъ, силою занялъ галицко-русскую столицю и по-
бЪдилъ сопротивлявшихся ему жителей города. Майже
одновременно съ тЪмъ литовскій   князъ Любартъ
Гедиминовичъ (1341—1350 г.) овладЪлъ   Bлaди-
мipoмъ  Boлынскимъ и Луцкомъ и такимъ
способомъ, галицко-владимірская Русь утратила на
долгое время свою самостоятельность.

Занявши  Галицкую  Русь,    Казиміръ поставилъ
всюда своихъ польскихъ воеводъ и урядниковъ. Съ
ними прійшли на Русь римско-католическіи   ксендзы.
Первымъ  дЪломъ Казиміра было выкоренити въ Га-
лицкой  Руси русскую   православную вЪру и завести
римско-католическую, щобы   такимъ способомъ  рус-
скій  народъ слити съ польскимъ народомъ. Ту цЪль
усердно осуществляли римско-католическіи  ксендзы и
вскорЪ въ городахъ Галицкой Руси возникли велича-
выи костели и римско-католическіи кляшторы. То ла-
тинщенье  и поляченье русского населенія Галичины
продолжаеся до нынЪ, понеже и теперь еще въ чисто
русскихъ селахъ возникаютъ латинскіи каплицы и ко-
стелы, хотя русскіи Галичане уже уніаты и католики.
Особенно сильно стала  Русь латинщитись и полячи-
тись послЪ того, якъ православный литовско-русскій
князь Яковъ-Ягайло, оженившись съ польскою
королевною  Ядвигою, перейшолъ въ римское католи-
чество и соеднилъ Польщу, Литву и часть Руси въ
одну державу.

47

Що однако за причина была латинщенья и по-
ляченья русского народа? ВЪдь русскіи подданныи
Польщи могли быть вЪрными ей и остаючисъ при
своей вЪрЪ и народности! Мы пояснимъ ту причину,
понеже она и до нынЪ не утратила своего значенья.
Русскіи жители соединенной польско-литовско-русской
державы  розличались отъ прочихъ жителей той дер-
жавы своею вЪрою, тогды еще православною, и своею
народностію. Ходило о то, щобы то розличіе заглади-
ти, a того можно было достигнути лишь перетягне-
ньемъ русского народа въ римско-католическую вЪру,
a съ нею и въ польскую народность. ВЪдь нынЪ еще
русскіи Галичане, принадлежащіи до римо-католиче-
ской вЪры, называютъ себе „латинниками", a поль-
скіи  шовинисты хотятъ сдЪлати ихъ поляками, хотя
они ни слова не говорятъ ни по латински, ни по поль-
ски. Зъ другой стороны соединеніемъ русского народа
съ поляками въ одну католическую вЪру польскіи ко-
роли хотЪли перервати и знищити связь межи своими
русскими подданными и межи русскими жителями
возникавшого въ то время на сЪверЪ московского
великого княжества, особенно,  що русскіи под-
данныи Польщи не розличались по вЪрЪ, языку и
письму отъ русскихъ жителей  московского княже-
ства и могли  отъ нихъ требовати помочи и одержати
таковую. Для того польскіи  короли и старались зни-
щити ту связь. Для  достиженія той цЪли была заклю-
чена насампередъ  политичная   унія,   такъ назы-
ваемая люблинская   (въ городЪ ЛюблинЪ),  которая
должна была „навсегда" соединити Польщу, Литву и
Русь въ одно политичное тЪло. Но для такихъ-же
политичныхъ цЪлей была выкорыстана и церковная
унія, заключенная  въ городЪ БерестЪ или БрестЪ, и
отъ того названная берестейскою уніею. На той
уніи отступила одна часть Руси,  которая находилась
подъ властью Польщи, отъ   Цареградского патріарха
и подчинилась  власти  папы римского, но подъ усло-
віемъ, що церковный обрядъ останеся навсегда нена-
рушеннымъ. Однакъ  польскіи короли и римско-като-

48

лическое духовенство перекрутило смыслъ и цЪль
церковной уніи. ВмЪсто того, щобы добрымъ словомъ
переконовати русское православное жительство до
перехода въ унію, они стали наклоняти его силою и
то не лишь до принятія уніи, но до цЪлковитого пе-
рехода въ римско-католическую вЪру, a разомъ съ
нею и въ польскую народность. О той борьбЪ латин-
ства и польщины съ русскимъ народомъ, начавшойся
въ 14 вЪцЪ и продолжающойся въ ГаичинЪ до нынЪ,
можно бы написати много книгъ, но мы представимъ
хоть коротко бЪды русского народа.

    Якъ сказано, русскихъ жителей силою перетягали
въ унію, a сопротивлявшихся мучили и убивали. Такъ
н. пр. римско-католическій   архіепископъ   во ЛъвовЪ,
Янъ Смоликовскій, приказывалъ своимъ ксен-
дзамъ и польской шляхтЪ, которая отъ польскихъ ко-
ролей получала  даромъ русскіи земли, принуждати
русскихъ Галичанъ, щобы они обходили только рим-
ско-католическіи праздники. Коли русскіи жители
Лъвова собрались 24 грудня 1583 г. ночью въ своихъ
церквахъ,   щобы  праздновати Рождество Христово,
той-же Янъ Суликовскій приказалъ своему брату Вой-
цЪху отправитись съ вооруженною толпою въ русскіи
церкви,  повыганяти изъ нихъ молящихся, позамыкати
всЪ церкви и двери  ихъ запечатати. Сей приказъ былъ
точно выполненъ, a при томъ ВойцЪхъ Суликовскій
и его чернь въ   церквахъ  св. Георгія, св.  Николая и
Успенія Пресв. Богородицы поломили крести и чаши.
На такіи безчинства Львовскій православный епископъ
Гедеонъ Баллaбaнъ жаловался передъ поль-
скимъ королемъ Стефaномъ Бaтopieмъ и пе-
редъ русскимъ вельможею, княземъ Константиномъ
Острожскимъ, просячи у нихъ защиты и помочи.
То происходило еще передъ  заключеніемъ берестей-
ской уніи. Колж-же въ 1596 г. была торжественно ого-
лошена  церковная унія,  преслЪдованіе русскихъ жи-
телей еще усилилось. Такъ Ставропигійское Братство
во ЛьвовЪ внесло 1598 г. въ львовскіи городскіи акты
протестъ — сеи протестъ повторили члены того Брат-

49

ства на польскомъ соймЪ въ ВаршавЪ, князя Адамъ
Вишневецкій  и Kиpиллъ Pужинскій, послы
отъ воеводствъ кіевского и брацлавского — и сказали
въ немъ межи прочимъ:   „священниковъ русскихъ са-
жаютъ въ темницы, запираютъ церкви, вырываютъ
изъ рукъ священниковъ и кидаютъ на землю святыи
Тайны, оскверняютъ церкви и олтари, заказуютъ зво-
нити,   принуждаютъ до нового календаря, старшинъ
Братства, которыи сохраняютъ чистоту вЪры, кидаютъ
въ темницы и накладаютъ на нихъ грошевыи  кары,
заказуютъ отпроважати  мертвыхъ на кладбища или
ходити до больныхъ  со св. Тайнами, не допускаютъ
русскихъ до ремесла, a тЪхъ,   которыи записаны   въ
розличныж цехи, силою, грошевыми карами и тЪлес-
нымн карами принуждаютъ ходити въ латинскій  ко-
стелъ, приказуютъ русскимъ священникамъ платити
розличныи податки латинскимъ, хватаютъ на улицяхъ
русскихъ   дЪтей, влекутъ ихъ въ латинскіи школы,
бьютъ и чинятъ имъ обиды, бЪдныхъ русскихъ выго-
няютъ изъ домовъ, нападають ночью на церкви и не
только самыи церкви,  но и олтари безчестятъ, въ ко-
стелахъ и на ратушЪ называють Русиновъ язычни-
ками (поганами), насмЪваются изъ ихъ церквей".

Изъ другяхъ записей нашихъ предковъ знаемъ,
що русскіи православныи царкви насиліемъ перемЪ-
нялись въ уніатскіи церкви или латинскіи костелы,
а даже отдавались въ аренду жидамъ. За каждое
отворенье такой церкви русскіи прихожане должны
были платити жиду податокъ; такій-же податокъ они
платили за каждое новорожденное дитя и за каждого
умершого. КромЪ церковныхъ ключей у жидовъ на-
ходились также языки (сердця) и шнуры отъ русско-
церковныхъ звоновъ, щобы прихожане безъ уплаты
податка не могли звонити въ недЪли и свята. Рус-
скіи мЪщане, которыи противились принятію уніи или
римско-католической вЪры, были принуждены оста-
вляти свои домы въ серединЪ городовъ и мЪстечекъ
и поселятись на краю ихъ или въ селахъ. Для того-то
нынЪ во всЪхъ галицкихъ городахъ и мЪстечкахъ се-

50

редину ихъ занимаютъ жиды, Поляки и ополяченныи
НЪмцы, a русскіи жители прячутся на краяхъ. Во
ЛьвовЪ русскіи, a также православныи армяне, не
смЪли устроювати днемъ церковныхъ процесій и хо-
ронити своихъ умершихъ. ПослЪднихъ они были при-
нуждены выносити на кладбище ночью и заулками, a
при томъ не смЪли запаляти свЪчей. Русскимъ Льво-
вянамъ было также заказано звонити во время похо-
роновъ. Кто-же сопротивился тому заказу, того пу-
блично карали батогами и сажали въ темницю. Рус-
скіи крестьяне были принуждены платити розличныи
податки: они были обовязаны платити що-року дЪди-
чамъ десятіну отъ всего: отъ скота, домашнихъ
птиць, збожа и травы и овочей своихъ огородовъ и
садбвъ. Они должны были даромъ робити дЪдичамъ
по колька дней на тыждень, т. е. „робити панщину",
КромЪ того русскіи крестьяне платили грошевыи по-
датки, a именно обыкновенно три разы въ годъ: на
Великдень, на Зеленыи свята и на Рождество. Що
три лЪта русскіи крестьяне и мЪщане должны были
давати своему дЪдичу третину, т. е. третыо часть отъ
всего своего имЪниія, третъяго вола, третъе теля, тре-
тью курку и т. д, ДЪдичъ имЪлъ полную власть надъ
житьемъ русского крестьянина и могъ его даже убити.
На Великдень русскіи крестьяне не смЪли печи пасхи,
колачей и т. п., только были принуждены куповати
ихъ въ городахъ и мЪстечкахъ. Но въ многихъ сто-
ронахъ пасху могъ купити лишь той, у кого была на
груди надтпiсь: „уніатъ", Въ городахъ и мЪстечкахъ
право печи и продавати пасхи имЪли звычайно жиды.
За каждую пасху русскіи жители должны были пла-
тити податки. ТЪ податки собирались на самъ Велик-
день панскими урядниками и слугами, во время освя-
щенія пасхи. На каждой пасцЪ, за которую былъ
уплаченъ податокъ, панскіи урядники и слуги дЪлали
крейдою или углемъ знакъ. Кто не могъ заплатити
податка, у того отбирали пасхи, a кто старался спря-
тати свою пасху передъ урядникомъ, того панскіи
слуги ростягали передъ церковью и били палкама

51

или запирали въ арестъ. Отъ тЪхъ часовъ и происхо-
дитъ пЪсня, которую галицко-русскіи дЪвчата спЪва-
ютъ на Великденъ, на „гаевкахъ", подъ церквами.
„Ъде, Ъде Зельманъ, Ъде Ъде его братъ".., Въ тЪ не-
счастливыи часы русскіи крестьяне ожидали подъ
церковью жида, арендовавшого церковь, щобы пріЪ-
халъ съ ключами и выражали радость, коли онъ по-
казался изъ-дали.

Но не одни русскіи крестьяне и мЪщане терпЪли
такіи  гоненія и  мученія. Русскіи дворяне,   потомки
старыхъ русскихъ бояръ,  также терпЪли   притЪсненія
и обиды. Поляки недопускали русскихъ бояръ и дво-
рянъ (шляхтичей)   до  урядовъ и они не имЪли  права
быти старшими въ польскомъ войску. Такимъ спосо-
бомъ Поляки принуждали  русскихъ дворянъ прини-
мати римско-католическую вЪру и  польскую народ-
ность. Если еще нынЪ, хотя мы живемъ подъ Австрі-
ею, многіи русскіи Галичане отказуются отъ своей
вЪрн и народности,   щобы   дослужитись почестей и
грошей, то можемъ собЪ  представити,  що дЪялось за
польскихъ  временъ.Для того-то мы видимъ князей
Любомірскихъ,   Сангушковъ и СапЪговъ, графовъ ДЪ-
душицкихъ, Шептицкихъ и многихъ, многихъ   дав-
нихъ шляхтичей нашихъ на польской сторонЪ. He того
намъ однако  жаль, що они здЪлались поляками, но
жаль того, що они перейшли в Польщу съ великими
богатствами, которыми теперь насъ побиваютъ.

На такіи безчинства и насилія жаловались рус-
скіи Галичане и русскіи еписколы, особенно Львовскій
Гедеонъ Бaллaбaнъ и перемышльскій Миха-
илъ   Kопыстынскій   и львовскому городскому су-
ду и польскому сойму и самымъ королямъ, но тЪ
жалобы не помагали. ПритЪсненія и насилія продол-
жались сотки лЪтъ и они зъ одной стороны умень-
шили русское населеніе, a зъ другой стороны причи-
нились до его бЪдности, понеже все, що было богатое,
щобы не утратити богатства, перейшло на польскую
сторону, a при Руси остался бЪдный панщиняный на-
родъ. Знаючи все то, що дЪялось при Польще съ

52

русскимъ народомъ въ Галицкой Руси, подобае уди-
влятись, що русскій народъ въ ГаличинЪ еще сохра-
нился.

Не дивно также, що польская или римско-като-
лическая сторона взяла верхъ и що въ 1692 г. насту-
пило соединеніе львовской епархіи, a въ 1700 г. пере-
мышльской епархіи съ римско-католическою церковью,
такъ, що коли въ 1772 г. Галицкая Русъ прійшла
подъ Австрію, весь  pyсскій  нapoдъ  въ  Гaли-
чинЪ пpинaдлежaлъ   до   унiaтскoгo    или
греческого  обpядa    кaтолической  вЪры.
Найдольше, понеже до 1710 г., держалось православ-
ной вЪры Ставропигійское Братство во ЛьвовЪ. Въ
Галицкой Руси остался еще православнымъ славный
монастырь, Скитъ  Maнявскій, въ окрестности
Станиславова, съ трема меньшими монастырями: въ
Угорникахъ, Толмачику и КоломыЪ. Но вслЪдствіе
прошенія; провінціала василіанъ-уніатовъ, Братковского,
цЪсарь Іосифъ II. роспоряженіемъ отъ 1. липня 1785
(н-ръ 18.060) приказалъ Скитъ Манявскій закрыти, a
его имЪнія передати буковинскому религійному фонду.
По скасованью сего послЪдного православного мона-
стыря, изЪ которого частъ церковныхъ ризъ,  книгъ и
звоновъ перейшли въ семинарскую церковь во ЛьвовЪ,
тамъ-же, во ЛьвовЪ, была построена православная ка-
плиця. Та каплиця существовала до 1897 года, теперь-
же на ей мЪстЪ построена новая красивая церковь.

Якъ жилось и живеся русскому народу подъ Ав-
стріею, то отъ части буде розсказано въ слЪдующой
главЪ, отъ части же мы сами знаемъ.