[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 7

Полометьские хроники.

Рассказ о походе по рекам Полометь и Пола в июне 1995 года.

Действующие лица

Пашка -глава экспедиции,
Лилька и Машка -члены его экипажа
Сашка с женой Леной
Венька, Борька и Севка с одного ледокола
Ланц и я

Предыстория

Эту речку посоветовал нам Пашкин начальник. Он вообще-то ходит по крутым рекам, а на этой , якобы, отдыхал и обловился рыбы, дескать и подъезд хороший и выброска нормальная и населения немного. На нее мы и пошли. Он нас соблазнил. И сильно не ошибся.

От дома до реки

25 июня

Мы приехали на вокзал достаточно рано, и мои ребята начали меня ругать, что из-за моего паникерства мы теперь будем здесь ,как четыре пня стоять в уделанном углу. Не успели они меня вдрызг раскритиковать, как вдруг появляется Пашка и провожающие нас лица: граф Андрюха и Димка с Наташкой. Пашка радостно рассказал, что с ним идет его дочка, которую ему на вокзал доставили многочисленные родственники, пришла Лилька, сопровождаемая мужем и Сашка с лодкой и рюкзаком (он объяснил, что свою жену надеется увидеть позже).

Ленка появилась перед отправлением поезда, как обычно, а наши славные провожающие в лице графа и Димки, забежав в поезд начали, прикрывшись мною от пассажиров, разливать водку по стаканам и глушить ее с задорными всхлипами. Димка объяснил, что они с Андрюхой лишены удовольствия выпить с нами в дороге, поэтому желают распить в стоящем на вокзале поезде то ли для экзотики, а может, чтоб не потерять квалификацию. Андрюха сказал проще, что у него есть старая детская мечта нажраться в поезде, и он к ней всеми силами стремится.

До двенадцати часов все успели основательно воспринять и даже перестали представлять опасность для окружающих, потому что безмятежно уснули. Не спали лишь я, Лилька, Венька и Севка. 26 июня

Мы-то всех и разбудили в два часа ночи и благополучно выгрузились на лычковскую щебенку.(Так себе станция Лычково, такая же ,как все, только памятника Ленину не хватает). В половине четвертого утра мы доползли до реки, и встав на самом коровьем берегу, не почистив зубы начали монтаж наших слабопотопляемых. Впрочем, всерьез к сборке лодок приступили лишь Пашка, Ланц и Севка. Все остальные граждане укрылись по затылочек спальниками и уснули на радость голодным комарам.

Пашка, как собрал лодку, так сразу начал ее клеить, и клеил ее наверно раз сто.

Сашка проснулся и сходил с ребятами в магазин. Борька вообразил в полудреме, что он у себя на работе и начал громко и неприличными словами требовать машину, чтоб за пивом ехать, потом очухался и пошел за пивом без ботинок, хотя Венька против такого Борькиного вида сильно возражал.

В общем сидели мы на этом пастбище, пугая коров и удивляя местных жителей до часу дня, а потом все таки взяли в руки весла и отчалили.

Река Полометь

Я не могу сказать сколько мы в этот день прошли, кого интересует точность, пусть обращается к Севке, но мне кажется не прошло и получаса, как раздался жалобный Лилькин голос: "Ребят, давайте уж встанем где-нибудь а то у нас в лодке все Шагаевы спят." Мы встали в сильно травянистом месте ,поужинали и выпили, а затем, те ,кто еще не спал обсуждали поведение комаров, их групповые повадки и сексуальные ориентации, а, устав вести такой высоконаучный спор, разбудили нашу грустную Бориллу, которая, выпив чаю начала рассуждать о старой жене Горбачева. 27 июня

Видимо, он так и рассуждал о ней до самого утра, потому что в этих рассуждалках он умудрился сварить утренний чай-кофик и воду для каши. Похмелившись остатками пива и рисовой кашей, встали на воду и пошли в режиме дрейфующей раскладушки до самой деревни Починок, которая на карте обозначена как нежил. , и , видимо, таковой и является. Занялись осмотром гидросооружения и обносом.

Сашка изъявил желание пройти эту плотину, но потом передумал, потому что там было вовсе некуда идти. На плотине висела мемориальная табличка и мы долго выясняли, проходила ли упомянутая там дама плотину на лодке или погибла при других обстоятельствах. Спросить было не у кого и мы так и не выяснили этот вопрос.

На стоянку встали рано, прельстившись березовым пейзажем. Осмотрели дыру в Севкиной лодке и дали ему совет, как ее заклеить. Ленка нас всех заставляла собирать щавель ,что само по себе не особенно веселое занятие, но зато погода была хорошая, многие купались, Пашка пытался ловить рыбу и Ланц тоже пытался, но рыба в этой реке была не сильно клевачая, а вечером, когда слегка приняли, пели песни и как спать легли я уж и вовсе не помню. 28 июня

Встали мы рано, в семь часов ,но почему-то на воду плюхнулись лишь в два часа дня, и тут началось. Я уж не знаю у кого какие впечатления от этих трех перекатов ,а у меня достаточно сильные. На первом мы простучали по всем камням, как поезд по стыкам, на втором мы с Ланцем встали на камне под сорок пять градусов и, немного подержав равновесие нашей плоскодонки, легкими взмахами рук и некоторыми среднеупотребительными словами, снялись с камня и остаток переката прошли противоестественным способом вперед кормой, а при выходе к третьему препятствию у меня собирались руки трястись, да некогда было. В нашей лодке воды было ровно по ватерлинию, потому что в ней мы наделали восемь аккуратных дыр, а за то что мы при этом остались на плаву, Пашка обозвал наше корыто непотопляепым карликовым Титаником.

Встали мы на стоянке с условным развесистым дубом, о всем приметам это была она, дуб ,видно, рубили на дрова. За дровами лазили в крутую гору, там же в этой горе была черника и ,если верить Веньке многочисленные клещи, которые на него просто со страшной силой ломанулись.

После ужина играли в разные интересные игры и заигрались практически до рассвета. 29 июня

А спали долго, решив устроить дневку, тем более что пошел продолжительный дождик, который закончился только к ночи и ,когда Ланц пошел клеить нашу галошу , я воспользовалась моментом и так начавкалась, что помню целовалась с женщинами, а после всего пережитого, когда уже все спать легли меня Ланц с Лилькой лечили чаем с окурками, очень помогает.( Lants:  Темно было, что я монстр что-ли) 30 июня

А утром меня Ленка лечила тем же лекарством, то есть чаем. Поели и опять где-то около двух встали на воду. По описанию в деревне Шумилов Бор находился необходимый нам магазин. Мы встали у деревни Шумилово и основная группа закупающих двинулась к магазину, мы же остались на берегу и поимели историческую беседу с местным дяденькой о партизанском движении, об истории края и о том, что в Шумиловом Бору магазин закрыли два года назад.

А над деревней Шумилово гордо реет красный флаг, Ланц очень обрадовался, прыгал полчаса по берегу и все кричал "наши, наши", а потом есть захотел и про флаг забыл.

Наши фуражиры ходили за кормом часа два с половиной и принесли сумку картошки и пакет навозных червей на второе.

Немного прошли от Шумилова и собирались встать на стоянку ,но тут снова пошли перекаты, последний из которых по описанию должен был "стремительно вынести лодки в Полу". По общему мнению нас скорее "плавно пронесло", чем " стремительно вынесло" и на этом река Полометь кончилась и началась собственно Пола.

Река Пола

"...Откнын банку, думан манина, а там смононина, бня!"
(Дежурный анекдот похода)
    При впадении Поломети расположено Костьково, в котором есть магазин, мы в него решили зайти потом, а сначала встать на стоянку, но как назло нам попадались травянистые обрывы и луга в зарослях кустарника. Наконец, обозревая очередные окрестности ребята обнаружили симпатичный пляжик и послали Веньку с рацией на разведку. Пляжик оказался рядом с деревней и одетый в камуфляжку, с перевязанной головой, с оружием на боку Венька, бродящий по деревне и громко сообщающий по рации обстановку, устроил местным старушкам глобальное потрясение.

Деревня под названием то ли Глинки то ли Крынки имела колодец и поленицу дров на отшибе, чтоб Веньке и Борьке, самым криминальным нашим типам, было удобнее воровать. На ужин была натуральная картошка, которой все так обтрескались, что даже пить больше не смогли и попытались сытно уснуть, но все равно ворочались и стонали от обжорства. 01 июля

Погода с утра была какая-то странная, то дождь, то солнце, а "телевизор", который Венька постоянно смотрит, рискуя испортить глаза во время прогноза погоды выдает лишь легкую музыку и титры, а с изображением в нашем ящике напряженка.( Lants:  Маленький приемник прекрасно ловил 2-ю программу телевидения)

Позавтракали в 14.00. и начали все кому не лень давать Борьке советы, как понравиться продавщице в сельмаге, Боря в советах не нуждался, он всей душой рвался в магазин и, в своем пыле был способен ублажить не то что сельскую продавщицу, но и персонал среднего супермаркета. Сашка, Ленка и Борис ушли в магазин, а Пашка звал-звал в рацию: "крейсер "К-нов", ответьте военно-морской базе", да так и не дождался ответа, то ли рация плохая, то ли помехи идут от Венькиной головы.

Мы с Лилькой катались на нашей лодке вдоль берега с такой скоростью, что у всех аж в ушах свистело. Из магазина нам привезли банку варенья (2 шт), корзину печенья (с баранками), помидоры квашенные и пива в бутылках. Ребята рассказали, что они не только искали и уламывали продавщицу, но еще и выгоняли из магазина нагло набежавших туда коз и козлов.

В этот вечер Пашка творил из спирта не водку, а коньяк, а догонялись мы уже пивом. К нам пришли местные собаки и вели себя не то чтобы нагло, но весьма вызывающе :хотели есть и ходили по столу ногами.

Под проливным дождем в пьяном виде народонаселение сыграло несколько конов в "крокодила" и разошлось по домикам спать. 2 июля

Борька с утра разнес нам пиво и рассказал ,что вчера вечером, обеспокоенный за сохранность наших продуктов, он добросовестно накормил собак, а затем от души наварил каждой по хребту дрыном. Короче, собаки нас ночью не беспокоили. Я уж думала они больше не придут, но они пришли завтракать, видимо все таки не зря говорят, что Борька, в принципе добрый, собаки-то пришли сами без гипсов и синяков.

В этот день мы развлекались игрой в "Зарницу" и проклейкой лодки, и, если первое прошло более-менее гладко,(победила команда полицейских, в которую входили Пашка, Ланц, Ленка и Борька, а жулики проиграли, потому что Сашка недостаточно громко пел песню про родную страну), то с лодкой нам немного не повезло. Толька Пашка с Сашкой намазали лодку и заплатку ровным слоем клея, как пошел ливень, переходящий в град, работы пришлось заканчивать в авральном порядке под тентом, а после окончания работ тент бегал по всему пляжу спасая от дождя ремонтную бригаду.

После всего пережитого держали тент уже над костром под критические Сашкины замечания, по-моему то ли стояли мы не так ,то ли держали криво.

Боря дождался сумерек и пошел конспиративно воровать дрова и уже, возвращаясь , с таким страшным грохотом навернулся на берегу, что у него что-то в голове оторвалось. А пили мы в тот вечер Венькину Пепси-Колу и с нее нас слегка потащило, так что я не помню, как оказалась в родной палатке. 3 июля

Пробудившись и встав на воду мы начали спорить с Ланцем, он говорил, что больше перекатов не будет, а я его пугала, что их будет еще туча. Мы оказались не правы.

Наш броненосец усвистел за линию горизонта и поэтому первым въехал в единственный перекат на Поле ,протаранив ни в чем не повинную гряду камней.
    Мы с Ланцем прошли хорошо, Пашка с Лилькой, наверно, даже замечательно, а Сашка провел лодку по протоке без всяких потерь нервной энергии.

После переката река слегка успокоилась .Засобирался дождь и мы встали на песчаном пляже с мелким песком, грустно выпив всего по три дозы, полночи болтали под чай. 4 июля

Утром на Лильку упала палатка и почти ее не разбудила. Сашка упаковал лодку подошел к жене, сел с ней рядом и сказал: " Ну что, Лен, покурим, пока мама не видит", после перекура отчалили.

Весь день мы искали магазин и поэтому Борька как втопил ,так и ушел в точку незамедлительно и никто их весь день догнать совсем не мог. Ни в дер.Хахели ни в дер. Б.Роги никаких магазинов не было. Магазин мы ждали в Новой Деревне, которая все никак не хотела появляться. Через достаточно долгий промежуток времени показался оживленный мост (две машины в час) и магазинная группа отправилась за харчами, причем при швартовке Сашка умудрился оба своих кеда пристроить прямехонько в коровью лепешку.

Магазин был далеко ,ходили в него долго, но и принесли много всего, водки и вина, например. Прошли еще немного, пошел дождь, решили вставать, встали на шоссе местного значения и тут же за сильный ливень выпили по сто. Мимо нас проехали динамитные трактористы и узнав у Веньки не менты ли мы поехали глушить оставшуюся в Поле рыбу.

Ночью на нас налетел ураган, буран или шторм, сорвав с палаток тенты ,Пашка очень сильно переживал, что у него уж который раз тент слетает ,но потом обрадовался, что это не тент, а веревочки не выдержали, мы с Ланцем вовсе не переживали, подумаешь тент у нас слетел, мало он летал что ли.

Ночью Венька подвиг совершил ,охранял границы лагеря и никого даже не разбудил его сменить. 5 июля

Оказалось утром ,что мы стоим на такой богатой стоянке и ягоды и грибы, все на ней есть, чего только душа пожелает, жалко только все равно когда-то и уходить надо. Поели каши с малиной и отчалили, шли по плесам долго и нудно, только один раз устроили гонки между Пашкиной и Ланцевой лодкой по ветру в морду и они нас обскакали, потому что во-первых Ланц полулежа шел и встать не успел, во-вторых нам субординация не позволяет адмиральский экипаж обогнать, в-третьих у нас лодка короткая и ей мешают разные турбулентности на скорости, а в-четвертых все-таки, Пашка посильнее ,наверно.

Прошли километров 30 и вот она Пола, рукой подать, причалились и дружно начали Лильку умолять не стирать штаны, потому что закон природы: как Лилька штаны постирает, так дождь пойдет, а нам ведь сушиться надо, Сашка с Ленкой сходили на станцию еды принесли и пока сушились и собирались, мы поужинали грибным супом и картошкой, причем Ланц мне до сих пор простить не может, что я свой суп сама съела и ему половинку не пожертвовала, потому что суп из белых грибов был и очень вкусный.

Собравшись и увязавшись пошли на вокзал, бросили там вещи и Пашка собрал группу за пивом идти, принесли они пива, а к тому времени выяснилось, что билетов нет, мы огорчились, но потом узнали, что уехать все-таки можно.

Комфорт дороги

Выписали нам билеты и мы пошли к остановке первого вагона, поезд стоит минуту, мы в вагон зашли и увидели, что он уже битком и сидят в нем такие хари противные, но мы наверно потом стали еще противнее, хотя намного симпатичнее.

Купе нам досталось трехместное: склад-спальня в тамбуре, гостиная-столовая в туалетном предбаннике и собственно сам сортир, как помещение функциональное во всех отношениях курилка, место приема гостей и кабинет интимных встреч. В Бологом прикупили разных леденцов и, разложив богатый стол на мусорном ящике, приступили к трапезе.

Постепенно измученные лица переползали в спальню, а мы до самой Москвы отдыхали в нашей уютной гостиной, развлекаясь сортировкой пассажиров, пропуская в туалет достойных или особо измученных и отсылая тех, кто нам не нравился.

Добрая проводница для выгрузки открыла нам наш тамбур и мы выгрузились под дождем и, попрощавшись, грустно и устало пошли к своим электричкам... Вот в общем и вся манина.