[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Еще раз Южная Шуя

(Рассказ о походе по р. Ю. Шуя от Игнойлы до Бесовца в августе 1999 г.)

Действующие лица и средства.

Пашка с Лилькой на Щуке под названием “Тортилла”
      Венька с Севой на Палаве под названием “П. Верещагин”
      Вовка с Ольгой т.е. Леней на Палаве под названием “Айсберг”
      Ланц и я на Палаве под названием “Шкрек”

Пятница, вечер

Ко мне пришел взвешиваться Сева. По-моему, он остался доволен результатами. Напялив рюкзаки, мы пошли к метро, намереваясь снять тачку. Там оказались Вовка с Леней, они обозвали нас идиотами и заставили ехать на метро. Мне мамка в поезд собрала пакетик еды, в который входил даже килограмм яблочек, “для Володи, потому что он их очень любит”. Короче, рюкзак у меня снова получился какой-то слишком тяжелый.

На вокзале стояли Пашка и Юрка. У Юрки как раз сегодня день рождения. Мы его поздравили. Он ехал к семье на дачу и заодно решил нас проводить. Пашка с Вовкой тут же побежали в ларьки и купили 22,5 литра пива, чтоб в дороге группа не страдала от духоты. Приехал Веня и ушел покупать себе черные очки. Лильки все не было. Она появилась уже к поезду, потому что вдруг решила тоже поехать на такси и застряла в огромной пробке не Белорусской.

Наверно уже силы мои на исходе, потому что впервые в жизни мне удалось отрубиться еще до Бологого. Или это прогрессирует алкоголизм. Впрочем, пиво я не люблю, а больше ничего не пили.

Суббота

Ланц и Веня тоже легли спать, а остальные усердно употребляли пиво до самого утра.

В Петрозаводске к нам подошел таксист и мы с ним договорились о цене (рубль за км. с коэффициентом 3) и о том, что сначала мы будем целых полтора часа покупать себе провиант. Он повез нас в магазины. Продовольствие закупали очень неорганизованно, то не могли найти лук на всем базаре, то все решали сколько еще пива брать. На всякий случай я сказала Вене, что 13 числа будет день св. Вениамина Петроградского и он должен нам поставить по поводу именин. Веня купил на именины трехлитровую бутылку шампанского в картонном ящике и наши хождения по магазинам закончились.

Доехали хорошо, только Севку постоянно укачивало от дикого количества выпитого накануне пива. Остановились посмотреть на Сямозеро, а заодно и выгулять Севу на ветерке. Он немного оклемался, но бледность в его лице сохранилась до конца дороги.

Мост через Шую снова есть, и нас перевезли прямо до хорошего места, откуда до реки по тропинке несколько десятков метров. Собрали лодочки, пообщались с подошедшими соседями на Щуке. Соседи сильно ругали Щуку, говорили, что она жутко килючая, и что они эту лодку, приехав в Москву начнут сдавать обратно автору. Пашка с Лилькой им возражали, рассказывая, что кильнуть Щуку практически невозможно и что, уж какие валы были на Керети в прошлом году и как их там не изгибало, все равно остались неперевернутыми. Вовка то же самое говорил и про Палаву. Действительность вскорости грубо вторглась в наши убеждения.

Подошли к первой ступени Кеняйкоски, осмотрели ее. Все нормальные люди прошли ее слева и зачалились перед водопадом, мы же с Ланцем зачем-то вылетели на самую середину и за 20 метров перед порогом влетели в вал с камнем, на котором нас начало благополучно опрокидывать. Причем, все происходило настолько медленно, что я долго не могла понять, что это не вал, а камень и все пыталась выровнять лодку, продавив камень коленкой или бедром. Однако вскорости меня совсем уложило на воду и на спасаке выбросило из лодки. Ланц тоже катапультировался, не забыв сказать мне о том, что запасного весла у нас нет, и чтобы я держала свое. А дальше все пошло очень быстро. Едва только мы покинули лодку, нас тут же потащило по струе. Конечно, в неопрене камни мягкие, но не до такой степени, чтоб колотиться по ним было приятно. Наконец, мне удалось принять нормальное положение для плавания по порогу - ногами вперед и мы несколько тормознули скорость. Тут Ланц велел мне винтить на левый берег, а сам с лодкой поплыл на правый. Мы приземлились каждый на своем берегу. Зрители зааплодировали. Веня переплыл к Ланцу сверху от порога, Вова - снизу, причем Веня на спасаке, а Вовка на лодке. Они поставили “Шкрека” правильно и провели по правой стороне водопада. Затем Ланц пришел на лодке ко мне. Веня поплыл на левый берег теперь снизу от порога. Когда Ланц сорвал с лодки фартук, зрители немного пообсуждали наш спасконец. То ли его крутость, то ли его местонахождение в лодке во время прохождения порога - под фартуком, и накрепко пристегнутым, чтоб ничего с ним не случилось, за него все-таки денюжки плачены немалые. Я пожаловалась Пашке, что испугалась, а он меня не пожалел, обозвал и запретил всяческое нытье. Венька при плавании традиционно утопил свои свежекупленные солнцезащитные очки.

Третью ступень мы обвели, потому что еще были полны впечатлений. Остальные прошли.

Малый Валойне прошли замечательно. Впервые я увидела на этом пороге почти полное отсутствие стояков. Были только небольшие волны. На Сарикоски Вовка и Ланц провелись в протоке, а остальные прокатились. Воды мало, в конце порога гряда, на которую все наезжают. Планы были - встать за Кумиу, но стоянка занята, пришлось встать до порога.

Мне нужно было снять стресс, я резво начала это делать, слегка опьянев. После ужина мы пошли пить на камнях у входа в порог, захватив с собой кан с недоеденной вермишелью. Когда на закуску доели всю вермишель, на ногах остались только я и Пашка. Мы с ним поговорили о его девочках и к рассвету разошлись по своим домикам.

1 августа. Воскресенье

Вовка с Леней сварили кашу, была дневка. Но она не принесла никакого кайфа, потому что народ не знал, чем бы заняться.

На всякий случай перенесли день св. Вениамина на сегодня и выпили всю бутылку шампанского. Веня, разумеется не поверил, что именины у него именно сегодня, но нас было больше и мы его убедили чуть ли не силой. Для большей убедительности Леня подарила Веньке букетик лесных цветочков.

Подошла группа в которой было много детей. Группа подозрительно смотрела на нашу гигантскую бутылку шампанского. Самая младшая девочка лет шести оказалась спортсменкой, по словам ее родителей она ныряла на шесть метров и они с ней на порогах чувствовали себя уверенно. Леня тут же побежала рассказывать об этом Вовке, напирая на то, что вон, девочка - ровесница их ребенка, а уже на шесть метров ныряет. На что Вова, увлеченный рыбной ловлей ответил:

-Ха... На шесть метров? В бассейн с водой? Да пусть бы она попробовала нырнуть в бассейне без воды на шесть метров!!!

Леня озадаченно побрела обратно к стоянке.

Подошел еще один экипаж из мальчика и пожилого кыргыза в войлочной киргизской буденовке. Кыргыз долго щупал Щуку и мотал головой. То, что он при этом говорил было не совсем понятно. Подозреваю, что он говорил по-своему, по-киргизски.

От скуки Ланц напялил на Севу неопрен и спасак, обвязал его веревкой и заставил проходить первую ступень Кумиу на спасаке. Сева покорно терпел издевательства и прошел порог благополучно.

К вечеру все совсем загрустили, особенно Пашка. Он, ни с кем не разговаривая, печально вздыхал и отправился спать сразу после ужина. Постепенно все улеглись.

2 августа. Понедельник

На воду встали в 10.10!!!! Я не шучу! С ума сошли, наверно. Кумиу все прошли нормально. Долгим утомительным плесом подошли к мосту у дер. Улялега. Все прошли хорошо, а мы с Ланцем чуть не опрокинулись снова и даже залили в лодку воды. Леня сказала после порога:

-Хорошо, что я его не смотрела ходить...

и тут же поправилась:

-В смысле ходить не смотрела, а то бы испугалась.

Перед порогом Лилька нашла чьи-то солнцезащитные очки и подарила их Веньке. В принципе, доказано, что иногда река вещи просто-напросто арендует на некоторое время. Правда, эти очки были не такими крутыми, как те, которые Венька утопил на Кеняйкоски. Но это уже, наверно, вычеты за хранение.

В Соддере на мосту мальчик ловил рыбу. Вовка тут же бросился к нему и начал упрашивать продать (подарить, обменять) червяка. Но мальчик червяков Вовке не дал, несмотря на всю Вовкину экспрессию.

Перетащились через мост и пошли в магазин. В магазине, как обычно - пиво, банки, хлеб, капуста и мороженое. Шотозеро в этом сезоне мелкое, и кроме того, в него накидали массу бревен. Веня вел “Верещагина” за веревочку, катая Севку по камышам.

Встали на мысу, купались, ловили рыбу, варили щи. Ланц неожиданно, под соддерское сало напился до свинского состояния, нес ахинею и скакал по поляне, приклеившись к смолистому бревну, затем, все-таки отклеился и ушел спать. Остальные продолжали веселье. Выпили почти все пиво. Веня ходил в засаду и пытался там ловить мифического мужика, который мерещился то мне, то Лене, когда мы отходили в кусты. Но некоторые говорят, что этот мужик был настоящий, в белой маечке и цветастых трусиках. Еще у него была борода и шляпа. Вполне возможно, что это был какой-то отдыхающий. К нам подошли рыбаки и попросили присмотреть за лодкой, на которой они проверяют сетки. Вовка тут же, как только рыбаки ушли, начал использовать лодку в личных целях: ловил с нее рыбу и даже катался.

Вообще планировали завтра сделать ходовой день. После того, как все улеглись Пашка с Лилькой начали разборки, которые окончились тем, что Пашка ушел бродить по озеру, а так как он был сильно выпивши, я решила его сопроводить. Когда мы нагулялись, время шло к утру. Пашка торжественно пообещал, что сейчас угомонится, однако залег на тропинке, бросив рядом с собой кобуру от пистолета.

3 августа. Вторник

В таком положении его и нашел Вовка, который, обнаружив на тропе длинное тело , даже подумал, что наш адмирал по пьяному делу застрелился, но, однако, вовремя сообразил, что вряд ли в таком случае Пашка постелил бы себе коврики.

Из-за того, что Вовка поймал какого-то малька решили делать рыбную дневку. Пашка с Вовкой отправились в деревню на ловлю священных животных, то есть червяков. Однако даже на червяка сильно не клевало. Но, конечно, наловили несколько штук размером со шпроту и сварили из них супчик. Немного выпили и легли спать. Спалось неспокойно и из-за мифического мужика в кустах и из-за того, что Веня полночи рассказывал Севе какие-то триллеры про заготовку сена. Да и что-то типа дождя стучало по палатке.

4 августа. Среда

Встали на воду в 11, причем каждый день мы с Вовкой встаем четко, он в 7, а я в 7.24 и варим завтрак. Просто героические личности. На озере волны почти не было, но упирались мы знатно. Через некоторое время “Верещагин” отстал. Пашка начал ругаться и обозвал Веньку Суринамской Пипой (есть в природе такая жаба надутая). Дошли до Салменицы, дожидались Веньку. Оказалось, что у них начал протекать спирт и они выбрасывались на остров, облизывать лодку.

На протоке отдыхали девочки из ЛГУ. Вовка пошел их осматривать. Они первые пошли на контакт и спросили у него откуда он, Вовка ответил: “Из Москвы”, а девочки тут же сказали: “Ну и дураки”. Имели ли они ввиду только Вовку с женой, или всю нашу группу выяснять никто не стал, потому что девочки были не в Вовкином вкусе.

Прошли протоку, остановились на мосту, осмотрели перекат при входе в Вагат-озеро. Все прошли нормально, мы с Ланцем слегка повисели на камне с неизвестной целью. В Нижней Салме зашли в магазин и купили портвейна. Волна была в корму, но устали все сильно. Встали на мысу, выпили и спать легли. Кстати, я давно заметила, что после Вагат-озера, сколько не выпей, хоть бочку, никогда не пьянеешь. Поэтому, традиционно мы и не пили.

5 августа. Четверг

Дневали. Погода была еще ничего. Ребята ловили рыбу, некоторые эту рыбу чистили. Вечером решили варить глинтвейн, девчонки расшалились, а Леня, напившись портвейна после водки долго оглашала окрестности жалобами на алкогольные недомогания. Когда все, наконец, успокоились, мы с Пашкой болтали часов до четырех о его тяжелой судьбе.

6 августа. Пятница

Дневали снова. Потому что поход у нас скорее не спортивный, а рыбацкий и рыба здесь есть. Жарили семечки, пожарили целый килограмм. К вечеру начали жарить рыбу. Лилька так ужарилась, что даже смотреть на эту рыбу не могла. Похолодало. Пашка пообещал мне на завтрашний день рождения подарить целую восьмикилометровую шиверу. Как обычно перед ходовым днем долго сидели и пели песни.

7 августа. Суббота

Ночью был дождик, а утром только 10 градусов. С утра помимо геркулеса мы готовили праздничный омлет. На воду плюхнулись в 12 и дошли до шиверы. Она вся была из камней. Мы с Ланцем задели 9 штук и на двух повисели. Остальные экипажи либо ничего не задели, либо не считали. В Киндасово магазин закрывается в три часа, мы пришли без пяти три, но он уже был закрыт. Впрочем, в магазин пошли ради интереса, потому что у нас уже с собой было все. Перекат под мостом совершенно чистый, куда из него делись камни и плита, я не знаю, видимо, снесло половодьем. Перед стоянкой тоже перекат с чистой струей. Встали за перекатом и выпили. На перекате стоят дети и катаются на спасательной лодке. Их вожатый крутится вокруг на каяке.

Я, утомившись на даренной шивере, ушла в палатку, а ребята, тем временем сготовили мне тортик. Вечером они подарили мне подарки и пирог с 16 свечками, как я и заказывала, потому что приближаюсь к тому критическому состоянию, когда реальное количество свечей уже может на тортик и не поместиться. Температура падала и падала. Несмотря на употребление спиртного все замерзли и улеглись спать. Соседские дети до ночи катались по порогу. По поводу отсутствия у них спасаков Пашка ругал их руководителя, но тому было все равно не слышно.

8 августа. Воскресенье

Стояли. Дневали. Соседские дети все катаются и катаются. Начали пить рано, и, когда вернулись с промысла рыбаки, мы были уже хорошенькие. К ужину успели протрезветь и выспаться. Ночью минимальная температура по Венькиному электронному термометру была три градуса.

9 августа. Понедельник

На воду встали в 12. Меня уговорили сесть в Палаве на мешок, а не на коленки в стремена. Пока дошли до Хабаковского порога, я в таком положении устала, как будто не сидела спокойно в лодке, а переносила на себе рефрижераторы. При взгляде на порог меня почему-то охватила меланхолия и начала бить дрожь. Однако, прошли нормально. Порог без валов, только с небольшими волнами. Камней много, струя слабая. Только в одном месте, где левый поворот более-менее бурляво. Мне порог совершенно не понравился, хотя прошли мы его чисто.

С ходу пролетели Кутижменский без валов но довольно чистенький и с ходу пошли Питкакоски. Вот в нем очень хорошая четкая вода и волны для интересу чуть побольше, хотя с прошлыми годами, когда из него все выходили мокрые с головы до ног и сравнивать нечего. В этот раз мне немного удалось рассмотреть природу во время прохождения, хотя не знаю, почему этот порог считается одним из красивейших на Шуе. На мой взгляд, Кумиу гораздо красивее.

На Большом Толли при заходе в слив лежит какая-то железяка. Воды мало, бочка маленькая, почти волна. Все прошли нормально. Венька до того расшалился, что пытался снизу порога влезть носом в бочку, однако, сильно накренил лодку и тут же ретировался под адмиральское улюлюканье. На Большом Толли прохождение снимали с двух точек одновременно. Палава ведет себя на волне хорошо.

Малый Толли меня в очередной раз поразил. Чем меньше в реке воды, тем он круче. На этот раз язык у него поднимается прямо, как торчащее бревно, а справа при заходе в слив какие-то бакланы опять уложили металлоконструкцию, то ли рыбу ловить, то ли чтоб слаломом заниматься. Я не ручаюсь, но по-моему, лежала там сетчатая кровать с шишечками на спинке. А за языком валы высокие. Три больших и четыре поменьше. Мы кровати испугались, зашли левее и с третьего вала соскочили, накренившись, но лодка ведет себя просто прекрасно. А когда Пашка с Лилькой пошли по валам, Лилька даже пыталась визжать. Остальные ровно прошли и вроде не визжали.

После прохождения ребята, все одинаковые, как подводный американский десант в неопреновых костюмчиках пошли в Матросы в магазин. Как обычно, ящик пива, борщ в банках и прочая снедь. Кроме того они долго вспоминали какую-то стриженную продавщицу, с закатыванием глаз и подвыванием. Казалось, что эта продавщица там им по блату сплясала канкан на прилавке.

Разные перекаты и шиверы вынесли нас к месту предполагаемой стоянки. Мы десантировались на берег и ребята выпили по ударной дозе. Поужинали нормально, после ужина догонялись пивом, все разошлись, мы с Пашкой разговаривали на этот раз о моей трудной судьбе, причем он меня не пожалел, сказал, что я пьяная, как крокодил, и отослал спать. Злой он, а с виду, ну просто - само добродушие...

10 августа. Вторник

Дневали. Рыба, стирка, мытье и прочее... типа грибы и ягоды.

У Веньки неожиданно заработала мобила. Он поговорил с братом и узнал, что сняли Степашина. Вот, стоит только уехать на две недели, так сразу какие-то у них без нас проблемы. Леня позвонила домой, Ланц тоже. Выглядело это хорошо: из леса, с видом на речку они болтали с родителями, отмахиваясь от комаров.

К вечеру, когда девчонки сели чистить грибы, на соседнем берегу раздался страшный треск с матюками. Венька пошел в разведку. Он вернулся и рассказал, что туда приехали солдаты. Мы забеспокоились и начали спрашивать какие солдаты. Он сказал, что не разглядел и полез за камерой, чтоб рассмотреть поподробнее. “Скажи хоть, наши или немецкие?” - просили мы с Леней. На этот раз в разведку мы пошли втроем. Леня вскорости отвлеклась на сбор брусники, а меня Венька заругал за то, что я в голубой рубашке с розовым зайчиком, который нас демаскирует. Венька из ложбинки начал рассматривать соседей, по всем правилам играя в войнушку, а я решила замаскироваться, обвешавшись рябиновыми веточками. Замаскировалась я хорошо, так что Веня поначалу принял меня за дерево.

К вечеру соседи пришли к нам в гости. Оказалось, что это подростковая группа поиска, которая приехала работать над упавшим самолетом. Ребята были молодые и серьезные. Они рассказали нам, что дети, которые катались на пороге на ЛАСе скорее всего из специнтерната, и что они будут завтра с ними устраивать футбольный матч.

Ланц целый день ловил рыбу, и к ночи мне удалось его загнать в лагерь. А улов его был большой - штук пятнадцать меленьких килек. Причем, Вовка заставил его впервые чистить рыбу, таким образом, Ланц, наконец-то научился этой нехитрой науке. Поели вермишели с грибами и улеглись.

11 августа. Среда

На воду в 12 и по перекатам, которые взялись непонятно откуда, дошли до Виданского порога. Перед порогом я спросила у Лильки, нужно ли одевать бейсболку козырьком назад, но она только хихикнула. Пашка пошел первым, за ним остальные. То ли адмиральский экипаж зашел неправильно, то ли в Щуке было нагружено много бутылок, но они все-таки перевернулись. Да еще и спасак у Лильки был почти не надут, она рассказывала, как ее притапливало. Пашка очень испугался за бутылки, но посуда осталась цела. Вытащив Щуку на большой камень, они с него и стартовали. Шивера нервная и мелководная. К тому же очень длинная. Мы повисели в процессе прохождения на нескольких камнях и дошли до пос. Виданы. Там группа захвата сразу бросилась в магазин. Пиво, как обычно, ящик. На Нижневиданском перекате наш “Шкрек” влетел на камень и стоял на нем чуть ли не четверть часа. Наконец, снялись непостижимым образом. Оказалось, что Вовка с Леней тоже здесь садились, причем Леня очень боялась за ящик пива, который был у нее под ногами.

Долго шли по плесу, даже устали. Стоянка оказалось очень загаженной, встали на лугу, где почище. Выпили по три дозы, закусив виданским салом двух сортов. В 12 вылезли из палаток и еще выпили немножко.

12 августа. Четверг

Встали в 10, изготовили праздничный омлет и кашки. Все начали мыться к празднику. Поздравили Пашку, подарили ему подарков, все начали усердно пить, а мы с Севкой параллельно еще и готовили пирог. Причем, из пяти, купленных в Виданах яиц два оказались тухлыми. Я сдуру выбросила их в прибрежные кусты, и они начали там распространять запахи. Сева пошел и запинал их подальше, но аромат был очень устойчивым. Народ постепенно доходил до кондиции. Через некоторое время, пошумев и покушав, люди полезли купаться, а после купания и принятия профилактической дозы так утомились, что отрубились, Леня заблудилась и уснула в барской палатке, ее пришлось потом оттуда Веньке и Севке выгонять. В 10 вечера я немножко прибралась, помыла посуду. Тут вылез Пашка, обозвал меня приведением, мы с ним распили бутылочку пива и он снова ушел спать. Я еще посидела и тоже ушла. Всю ночь по палатке скакали жабы, скреблись мыши, и, по-моему даже барсуки и лисицы, а народ периодически просыпался и бродил по поляне в поисках жидкости. Таким образом выхлебали потихонечку все что было, включая кан некипяченой воды. Но спалось очень плохо, тем более, что заселено вокруг хорошо, по лесу ходят люди, на реке стоят рыбаки.

Рыбаки такие смешные. Все время разговаривают матом про какие-то неприватизированные покосы. Причем, один другому доказывал, что это его покос, потому что у него стожки ровные, а у оппонента все стожки кривые, как будто сделаны с помощью задницы... Ну или что-то типа того, только все нецензурно...

13 августа. Пятница

Ночью пошел жуткий ливень, хотя вечером небо было чистое. На воду встали в 11. Перед посадкой в лодку Пашка обнаружил в Щуке мышь. Мышь была толстенькая и выгоняли ее очень долго, трясли лодку и несколько раз переворачивали. А она все не выпадала и не выпадала. (“Жить захочешь, еще не так раскорячишься”). В конце концов мышь вылетела и собралась убегать, но ее догнал Вовка с банкой, который долго придавливал бедное животное стеклотарой, пока мы его не остановили. Тогда мышь, несколько помятая спряталась от Вовки в кустах.

Прошли плес и шиверу. Воды мало, но уже кое-как привыкли к характеру лодки и нынешней реки. Пришли в Бесовец. К полтретьему собрались и пошли на остановку. Машина не ловилась. Все ехали из города, а нам надо было в город. Наконец, когда подкатили первые волны тревоги, где-то в полпятого тормознули автобус с веселенькой надписью внутри: “Автокатафалк следует только до ворот кладбища”. По этому поводу долго веселились, а водитель взял с нас совсем мало денег и даже порывался почему-то дать восемнадцать рублей сдачи.

Ребята ходили в магазин, мы с Ланцем охраняли шмотки. Он купил себе пирожок, но вокзальная собачка так на этот пирожок смотрела, что Ланц не выдержал и все ей скормил. Мне же Ланц купил крошечный кексик, который тоже съела псина, аккуратно выплюнув весь изюм. Такая глупая собака! Лучше бы я сама этот изюм съела.

Погрузились, и пиво в поезде пили уже, как компот, не пьянея. Утром вылезли в Москве, посидели на вокзале и поехали домой. Вот и все.