[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 42.

Издалека, долго...

(Рассказ о походе 3-4 сентября 2005 года по реке Тьма от Тутани до Краснова на Волге)

Действующие лица.

Вика и Денис на Щуке, которая опять неизвестно как называется.

Леша с Сашей и Мишей на Щуке "Победа".

Митька и я на Щуке под названием "Крутое Pike".

03.09 2005 года.

К Леше мы приехали около девяти. Всего за два или за три раза он и дети вынесли из подъезда немногочисленные вещи, мы загрузились и тронулись. По дороге заехали в супермаркет, где прикупили продуктов, причем Леша положил в тележку какой-то особый "живой сыр". Подразумевалось, что этот сыр очень полезен для организма, поскольку сопротивляется, когда ты его ешь. При выезде из Москвы дети заявили, что они голодны, потому что дома их никто не кормил. Остановились у кафе, которое оказалось закрытым, детям пришлось довольствоваться кефиром. В это время приехали Вика и Денис. Они выпили по кружке кофе, и мы тронулись уже все вместе.

По дороге Митька долго ругался в рацию на Симу (а Сима, если кто не знает, это Викина машина она же Серафима Максудовна), снова обвиняя в безалаберности и отсутствии правого стоп-сигнала. Сима и Вика вяло оправдывались. Денис служил переводчиком. С некоторыми остановками на заправке и в кафе доехали до Твери. Несмотря на то, что я в Твери не первый раз, я удивилась, какой это большой город.

Митька купил шашлыков, а мы с Сашей неработающий пистолет китайского производства.

Митька начал объяснять детям, что с древних лет Тверь называли Калинином, но сейчас зачем-то переименовали. Дети верили, а мы с Лешей хохотали над Митькиными историческими трактовками. Также Митька, увидев памятник Марксу, рассказал и об этом деятеле то, что знал.

На окраине города обнаружили стоянку. Митька пошел узнавать условия и расценки, мы остались во дворе. Дети увидели котят. Тут же Саша схватила одного на руки и потащила к Вике.

Вике за трудовую ночь так надоели разные коты, что она посмотрела на животное со слабо скрываемым отвращением.

-Посмотри, не болеет ли он! – предложила Саша.

Вика отрешенно взяла на руки котенка, посмотрела ему в глаза гипнотизирующим взглядом и вяло констатировала, что котенок будет жить. Дети начали с ним играть. Вернулся Митька, сказал, что за сутки на стоянке просят сорок рублей и ни за что не отвечают. Поскольку у нас уже давно никто ни за что не отвечает, мы решили принять предоставляемую услугу и поехали забрасываться на речку.

На этот раз я весьма удачно насильно сунула Леше в руки карту, предложив ему стать штурманом. Таким образом, уже именно Лешу, а вовсе не меня тут же обвинили в том, что мы пропустили нужный поворот. Мы нарезали петлю по окрестностям. Митька ворчал на Лешу, а Леша весьма элегантно оправдался, что тоже ни за что не отвечает.

Тем не менее, к мосту около д. (с.?) Тутань мы приехали. К реке вела дорога, свершилась мечта любого ленивого водного похода - "колесами в воду". Выгрузившись и наказав мне ни в коем случае ничего не делать, Митька в очередной раз обхрюкал Вику за тормознутость и они отправились в Тверь ставить машины.

У реки замечательный сосновый лес, лужок, вдали крыши деревни. На реке автомобильный мост стандартной конструкции, у воды чудесный пляж. Солнышко светит, у берега плавают мальки, погода еще летняя. Красота. В костре валяется грозная надпись: "Сенокос. Аренда. Въезд на а/м запрещен".

Разожгли костер, вскипятили воду, но быстросуп съесть отважился лишь Денис.

Леша разложил лодку и уснул на ней, дети пошли делать вид, что дрессируют мальков, а на самом деле купались, Денис сначала клеил лодку, а после ловил рыбу, я бездельничала. Часа через два мы начали волноваться. На полянке валялся Викин мобильник, Леша позвонил по нему Митьке, выяснилось, что они уже едут, а задержались так, потому что не могли поймать такси, покупали пиво и, кроме того, Вика искала везде этот самый мобильник и восприняла звонок с него, как мистическое событие. Они сказали, что их прибытия следует ожидать через двадцать минут, но появились через три четверти часа. Митька тут же заныл, что ничего еще не сделано и потребовал водки.

Пообедали, сложили вещи, надули лодки, тронулись в путь. Река мелкая, дно песчаное, вода прозрачная. Рыбу видно, но она не ловится. Берега красивые, однако, как и все песчаные реки, Тьма почти на всем своем протяжении сопровождается дорогами, по которым проносятся отдыхающие автомобилисты. Пьяницы выпили еще и на воде.

Прошли веселенький перекатик между островами, Леше очень понравилось, он закричал что-то азартное, и Митька констатировал, что теперь у нас в группе есть второй адреналиновый отморозок. Первым, разумеется, он числил Вику.

После переката Вика уснула, а, проснувшись, замерзла и начала плакать. Стоянки очень хорошие, но мы вредничали, пытаясь выбрать еще лучше.

На берегу какой-то местный алкаш радушно предложил нам остановиться рядом с ним, но когда мы проигнорировали его приглашение тут же позвал свою собаку, чтобы она нас облаяла. Собака добросовестно исполнила приказ. Мы ее проигнорировали тоже.

Вскоре, стало ясно, что все выходы к воде однотипны. К их достоинствам относились оборудованные костровища, лавочки, столики, сосны и пляжи, а к недостаткам близкие дороги. Мы назначили контрольное время и в двадцать ноль пять выбросились перед очень звонким перекатом сразу после правого поворота реки.

Перекат шумел, прикидываясь крутым. Даже от стоянки на коренном берегу его было хорошо слышно. Я сказала, что я этого переката боюсь, Сашка, глядя на меня, тоже решила его испугаться.

Вика примерзла и не хотела выходить на берег. Тащили ее и за руку, и за ногу, и за волосы, даже пытались перевернуть лодку и вытрясти оттуда упрямую девушку. Вика не поддавалась, заявив, что жаждет в перекат прямо сейчас и ожидание до утра будет для нее мучительным. Фанатичная страсть была столь сильна, что даже угроза физической расправы не остановила этого чувства. Неожиданно Леша тоже захотел адреналина. На глазах равнодушных рыбаков, сующих свои удочки непосредственно в перекат, Леша с Викой поехали кататься. Вдруг в голове засвербило и у Митьки. Он сказал, что тоже хочет подвигов, и тронулся через перекат вперед кормой. В сумерках, пройдя препятствие и протащив лодки до стоянки, эти отморозки успокоились, и мы приступили к оборудованию лагеря. До темноты почти что успели. Сварили гречку с тушенкой, потом пожарили шашлыки, попили водки и чаю. Я периодически вылезала из палатки пробовать шашлыки, а от водки отказалась. Мишка так хотел шашлыков, но все-таки не выдержал и ушел спать.

04.09 2005 года.

В два часа ночи Митька заявил, что не желает больше пить, и что завтра трудный день, чем меня несказанно удивил. Однако спать он не пошел, а заглянул в гости к Вике и Денису. Стройный и, можно сказать, худощавый, Денис один занимал в палатке все пространство. Митька заметил, что если палатка и трехместная, то рассчитана вовсе не на трех человек, а скорее, на бурундуков, или белочек. Наконец, всячески обругав Викин домик, Митька приполз домой.

В девять я встала, а вскоре начали, как по расписанию, с интервалом в полчаса выходить Сашка, Мишка, Леша, Денис, Митька и Вика. Таким образом, все проснулись к двенадцати.

Около стоянки бродил грибник, вниз к реке приехал жигуленок, вокруг кружил запорожец, населена река достаточно. Я обсудила с грибником наше местонахождение. Оказалось, что грибник для этой цели совершенно негоден, поскольку заблудился сам. Ему периодически названивали друзья, которые тоже не знали, где они. Немного порассуждав с грибником над картой мы пришли к выводу, что ему нужно вниз по течению. Куда нужно нам, мы итак знали. Грибов, кстати, он набрал немного, лишь полтора десятка лисичек.

Вскипятили воду, попили кофе с бутербродами. Выяснилось, что Вика забыла дома свой волшебный геркулес. В очередной раз обозвав Вику безалаберной, решили, что без каши даже лучше. Митька хотел искупаться, но вода ему не понравилась, он вернулся, не окунувшись.

Денис демонстративно пил пиво большими жадными глотками. Митька попросил Дениса отхлебнуть из бутылки с особенным всхлипом, посмотрел на него, сглотнул слюну и пошел глушить минералку.

Устроили тир, долбили из рогатки шариками. Прибрали полянку, собрались, потащили лодки к берегу. В заводи плавал совершенно голый дядька. Митька отослал детей на стоянку, я отвернулась, дядька вылез, оделся, спросил, где можно купить неопрен, сказал, что вода теплая, попрощался и уехал на велике в свою деревню.

Сашка сказала, что она все еще продолжает бояться переката, Митька успокоил ее, что этот перекат не страшный, и пообещал обязательно предупредить, если препятствие будет, действительно, опасным. Сашка перестала бояться, и все прошли перекат.

Вода очень небольшая, поэтому перекатики и мели встречаются часто. К тому же меня удивили камни, попадающиеся в русле. Тут поднялся ветер, а по моим приметам ветер на реке всегда к порогу, и я предсказала большое препятствие. Митька объявил мои предчувствия антинаучными. Пока я объясняла свои предчувствия с научной точки зрения, на реке появилась довольно бурная плотинка. Мы пошли в центральный слив, где благополучно ударились по парочке бревен и неудачно засели серединой, свесив корму и нос. Течение сильное, я старалась держать равновесие, Митька сниматься. Разумеется, по его мнению, я все делала на этой плотине не так, не вовремя и не с тем выражением лица. Митька сказал, что во время нашего зависания ему пришли в голову какие-то особо ценные мысли, но физические упражнения их тут же выбили из головы. Таким образом, мировая философия лишилась изрядного куска гениальных выкладок.

Остальные лодки прошли без проблем по правому сливу. Мы тоже каким-то образом снялись, а Леша заметил, что на плотине лицо мое сделалось бледным, что, собственно, и немудрено.

На самом деле я не очень твердо помню до или после Новинок была вышеописанная плотина. Вобщем, будем считать, что перед Новинками. Для описания так правильнее.

Показались Новинки. Село большое, недалеко от реки церковь, но людей на берегу не видно, впрочем, река так мелка, что делать в ней людям абсолютно нечего. А вот, коровы, напротив, облюбовали реку для своего досуга. У края деревни они стояли в воде и равнодушно смотрели на нас.

Митька сказал, что равнодушие это притворное и посоветовал мне снять спасак, кепку и пенку, поскольку все это у меня красное. Я объяснила Митьке, что по данным ученых, коровы и, вообще все парнокопытные, не различают цветов. Митька сказал, что в этой глуши вполне возможны парнокопытные не знакомые с последними открытиями ученых и начал рассказывать веселую историю про то, как спасался от быка на дереве. Я сняла кепку и спасак, забыв про пенку. Быков в стаде не нашлось, либо они удачно маскировались. Коровы же от нас отвернулись, и лишь одна, самая любопытная проводила лодки голодным взглядом.

Река сильно петляет, по двухкилометровой карте сложно отследить все повороты, но следующим ориентиром стал мост в Савино. Мы остановились и Митька, вняв моей просьбе, пошел смотреть перекат за мостом. Впрочем, это был вовсе не перекат, а скорее забор в реке. Я предлагала выбрасываться прямо у этого моста, но Митька решил, что лучше еще пройти, иначе на дороге будет много пробок. Немного посовещались и решили идти до Волги, время еще оставалось.

Мы с детьми пошли по правой стороне, форсировали ручей и, разумеется, оказались на островке, потому что ручей был протокой. Прямо перед моим носом вынырнул водолаз, напугал меня и поздоровался. Мы перешли протоку обратно и выбрались на берег за препятствием. Митька вел лодку и никак не вписывался между столбами забора. Интересный момент – глубина всей реки по колено, а здесь, у забора она была Митьке по шею. Впрочем, на предыдущей плотине тоже мелко не было. Митька намочил тельняшку, снял ее, провел препятствие и очень недовольный пошел забирать меня с другого берега. Остальные, увидев Митькину акробатику, решили обнестись. Обнос – десять метров.

Денис продолжал пить пиво. Митька сказал:

-Как-то мы неспортивно стали ходить в походы. Предлагаю в следующий поход пойти без машины и напиться до бессознательного состояния!

Светило солнышко, в некоторых местах, напротив стоянок сквозь прозрачную воду прямо в русле красиво блестели потерянные ложки, вилки, половники, чайнички и котелки. Вскоре вода помутнела, появились неприродные запахи. Все устали. Вика периодически спрашивала:

-Ну? Где Волга?

-Как где? – удивленно отвечал Митька. – Ты что Вика? Ты все забыла? На стоянке твоя Волга! В Твери!

При впадении река сильно петляет, расстояния определять трудно. Наконец, Митька не выдержал и спросил у одного из рыбаков, сколько осталось до Волги.

-Метров двести, - меланхолично ответил рыбак. Митька же, напротив, посчитал его ответ оптимистичным. Через полкилометра мы впали в Волгу. По реке шла волна от прошедшего катера, пространства были открытые.

Пересекли реку, пристали к берегу. Тут же пошел следующий катер. Леша с Сашкой еще сидели в лодке, и их подмочило, потому что добрая Вика, желая спасти товарищей, схватила с берега лодку за нос и поставила бортом к волне. Все остались довольны.

Дорога на берегу была. Митька позвонил таксисту, таксист перезвонил через 15 минут, сообщив, что он уже в Красново и сейчас будет на берегу, приехал же он, однако, лишь через полчаса, потому что заблудился. Митька с Викой уехали, мы ужинали, собирали вещи, Денис снова пытался ловить рыбу.

Вернулись на машинах Вика и Митька. Собрали вещи, доели продукты, поехали. По пути Митька показывал нам достопримечательности тверских окрестностей, о которых им рассказал таксист, а в частности дом, где снимался фильм "Чапаев".

По дороге в магазинчике купили воды и несколько бутылочек "Вереска", Митька выразил надежду, что водка этой фирмы еще не испортилась.

В Клину перекусили в кафе, а в Солнечногорске встали в пробке. Оказалось, что там тоже день города и гаишники периодически перекрывают трассу, чтобы толпы жители могли переходить на места гуляний. После пробок не было. Въехали в Москву. Где-то в районе Пушкинской Вика заявила, что Сима хочет кушать. Заправок в центре никто не знал. Митька начал спрашивать Вику, нет ли у нее в голове опилок, Вика оправдывалась старой отговоркой о том, что она безалаберная.

Около Лешиного дома были в одиннадцать с чем-то. Мишка так крепко спал, что Леше пришлось колотить его по коленкам, лишь только тогда мальчик проснулся. Попрощались, загрузили Дениса к себе, показали Вике дорогу. На Тургеневской какая-то странная Волга, встала впереди нас. В машине мы без труда узнали дорогую Серафиму Максоновну. Митька встал рядом и еще раз показал дорогу, энергично постучав себе по лбу. Вика обиделась и уехала. Потом выяснилось, что, уехав, она снова заблудилась, обнаружила себя уже на МКАДе, где заправилась и доехала до дома.

На Таганке прямо перед нами с поворота выскочила новенькая хонда и со всей дури треснулась в блестящую бмв. Хозяева машин с девушками вышли из салонов и начали ощупывать повреждения. Мы объехали место аварии и всю дорогу обсуждали случившееся. Завезли Дениса и через десять минут уже были дома.