[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 53.

Песчаные пляжи.

(Поход по рекам Медведа и Песь от озера на р. Медведа почти до пос. Сазоново в августе 2008 года)

Действующие лица.

Первая семья.

Миша, Маша, Федя и Дениска на Щ-4.

Ваня на Щ-1

Митька и я на Щ-2

И еще плюс

Катя на Щ-1

Дети сказали, что если бы у нас было еще две Щ-1, (а они хотели пойти), но не смогли, то в группе был бы полный набор для морского боя.

Девять взрослых и восемь детей. Маленькому Дениске два с чем-то, большому Денису тринадцать. Остальные дети – средние.

2 августа 2008 года.

Мы приехали на вокзал, как водится, за час до отправления поезда. Думали, что одни мы такие дураки, но на вокзале была, оказывается, уже часть группы, то есть Леня, Лена и их дети. Но мы их не знали, поэтому не подошли. Потом появился Митя с семьей, но его мы тоже не знали, а лишь предполагали, что это наши попутчики.

Миша приехал с Ваней на машине, затем Маша с оставшимися детьми и выяснилось, что почти вся группа уже здесь.

Как на вокзале появилась Катя, я не заметила, по-моему, она пришла уже в поезд. Познакомились, погрузились на сидячие места. Мест для багажа не хватило. Заняли все полки и места под сидениями, а еще что-то осталось. Проводник сквозь зубы заметил, что он может поспособствовать размещению багажа. Миша пошел прояснить, как это будет осуществляться и вернулся в грустной озадаченности, оказалось, что проводник предлагал за 400 рублей убрать из коридора какой-то комодик, чтоб мы сложили рюкзачки. Не сколько жалко 400 рублей, сколько дело принципа, решил Миша, не фига приучать проводника продавать места в вагоне. Разместились как-то и без дополнительных услуг.

Дорога немного утомила. Дети устали. Меня беспокоила выгрузка, поскольку в Угловке поезд обещал простоять ровно одну минуту. Дети бегали по вагону по рюкзакам, суетились в поездной тесноте. "Горбовский представил все это в состоянии невесомости и прикрыл глаза". (ц).

В Угловке дело с выгрузкой провернули быстро. Проводник с отвращением держал красный флажок, потому что он нас не любил. Он даже, кажется, пытался наехать на нас за негабарит, но ему было сказано, что эти рюкзаки носят дети, и нечего тут бюрократию разводить.

Перетащили вещи к площади Угловке, там в магазине я купила хлеба, картошки, лука и майонеза. Автобус уже пришел. Митька заказывал его с некоторыми сложностями, потому что, когда звонил в эту самую Угловку, то выяснилось, что последний автобус там угнал еще Наполеон, и вообще там малолюдно. Нашелся автобус, что возит школьников. Летом он абсолютно свободен и не прочь заработать. Он-то нас и повез к той самой легендарной речке Медведе.

Искали стоянку. Сначала хотели встать у моста, но там было грязновато. Потом посмотрели еще стоянку. Забраковали. Наконец, нашли какую-то на озере. Не очень ровно, но стоять можно. Поскольку к ней подходит дорога, то и помойки знатные. Погода  так себе, но не очень холодная и дождя нету. Купаться, правда, никто не отважился. Тем более, что к воде подход довольно сложный.

Дежурили Лена и Леня. Мы ели пюре, паштет, торт, сыр и еще что-то. Я испугалась, что раскладка всегда будет такой, а у меня подобных разносолов не водилось. Но потом выяснилось, что мы доедаем их семейные продукты, взятые из дома, чтоб не испортились. Все объелись. Я поменяла у них на сухари свой угловский хлеб, чтоб он не успел испортиться к нашему дежурству.

Митька, как обычно, погулял по окрестностям и обхрюкал окружающую действительность.

Часов до 12 ночи без особого веселья обсуждали разных погибших экстремальщиков.

3 августа 2008 года.

Встали в девять и долго болтались на поляне. Пошел дождь. Миша решил пошить парочку лодок, чтоб время не пропадало зря. В пять часов вечера дождь прекратился. Поскольку все лодки были сшиты, решили идти. Долго собирались, дождь вновь пошел. Приехал на Ниве какой-то дедушка, пытался нам патетически рассказать, какие все туристы дураки, но вскорости понял, что в детской группе его не очень-то слушают, посоветовал нам начинать от железнодорожного моста, немного поумилялся на малышей и отчалил.

Вышли в шесть вечера, уже промокшие. В реке сразу нарисовался завал. Все долго к нему примерялись, наконец, каждый прошел его, сообразно своим вкусам. Затем другой завал, потом третий, который был так велик, что его пришлось обносить. Маленькие девочки замерзли, промокли и начали плакать, поэтому решили встать на бугре на старице над завалом. Снова неровно, разные кочки. Все мокрое. Сушились у костра. Легли в 12 ночи, это была какая-то сумеречная стоянка, хотелось побыстрее с нее уйти.

4 августа 2008 года.

Завал случился с продолжением. Мы вышли на речку, а там еще разные бревна валяются. Залезали на них и протаскивали лодки. Даже надоела эта акробатика. Дошли до жд моста. Наконец-то! По сведениям местного дедушки дальше завалов на реке быть не должно. Не так-то все гладко, но он мыслил в правильном направлении.

После моста река вынесла нас в озеро Ракитино. На озере даже выглянуло солнышко, мы встали на обед. После обеда прошли совсем немного и выбрали стоянку на большой поляне.

Маленький Дениска долго искал свою игрушечную пилу, и сам вспомнил, что положил ее в чехол к большой пиле. Стоянка хорошая, детям есть где поиграть. Они играли в партизан или разведчиков.

Диалог:

-Федя! Неужели нельзя не намокать и не пачкаться?

-Ты что! Мы же ползаем!!!

К полуночи, поговорив про всяких там блох и прочих паразитов, которые наполнили все европейские школы, взрослые как-то поутихли и отправились по режиму спать. Денис сказал, что обязательно и завтра будет сидеть вместе со взрослыми у костра, потому что теперь ждет разговора про клещей.

5 августа 2008 года.

Собрались, поели кашу и прочие сухофрукты, пошли резвенько до первого завала. Перед походом Митька пророчествовал, что с такой раскладкой, когда каждый дежурный готовит из своих продуктов, мы, как новенькие, будем дежурить в последние два дня похода. Но в действительности нам предложили лишь один раз пропустить очередь. Впрочем, это было справедливо, поскольку мы минималисты в отношении вещей и детей у нас нету.

Еще немного погребли и после продолжительного завала, обнесенного по правому берегу, мы попали в поселок Песь. Поселок очень долго тянется вдоль реки, что даже удивляет. После поселка еще немного погребли и встали перед дер. Мякишево. Митька пошел по окрестностям и выяснил, что это никакое не Мякишево, а Яхонтово. Ну и ладно, подумаешь. Впрочем, что это не Мякишево, а Яхонтово все равно определили по разнообразным признакам, которые Митька там заметил, поэтому еще не известно, что это за деревня.

6 августа 2008 года.

Утром я решила, что погода достаточно теплая, чтобы искупаться после зарядки. Я обошла заливной луг за стоянкой и вышла к совершенно безлюдной реке. Едва лишь я в нее залезла с целью поплавать, как тут же на другой берег приехала целая рота народу на двух грузовиках. Пришлось ретироваться, маскируясь в складках местности.

А еще в эту ночь мне снился странный сон, будто бы меня то ли завербовали в разведку, то ли наоборот. И, дескать, мне следует сказать пароль первому встреченному незнакомому человеку. Пароль звучал как-то так, что "Мордыхай Абрамович уже шьет парадный костюм". Впрочем, я не поручусь за точность пароля, но смысл был похожий. Все утро мы потешались, предполагая различные ситуации с этим паролем и  местными жителями.

В этот день хотели дойти до Хвойного, но не смогли. После обеда еще немного прошли и встали. В небе периодически появлялись какие-то кусочки солнышка, некоторые купались, но было еще очень холодно. Да и ночи холодные, мы стали всерьез задумываться, что пора менять спальники.

У костра остались лишь я, Лена и Денис и они долго слушали мои разнообразные истории про веселых таджикских строителей.

В полночь они меня поздравили в днем рождения.

7 августа 2008 года.

С утра Максик подарил мне букет цветов.

В лесу же мне встретился грибник, который рассказал, что к выходным погода будет просто зашибись. Едва лишь, выйдя к костру, я упомянула про грибника, как тут же все закричали в ужасе: "Ты пароль-то, пароль сказала?"

Мы дошли до Хвойного. Группа отправилась в магазин, мы остались на берегу. Денис, вернувшись из магазина, подарил мне свое мороженое на день рождения. Было очень вкусно.

После Хвойного Катя, как обычно, ломанулась вперед, а Митька за ней, потому что хотел как-то повлиять на выбор стоянки. Катя стоянку забраковала, впрочем, около стоянки, правда, имелась заводь, а на этом все ее достоинства кончались. Вытоптано было, словно в парке и много-много накатанных дорог. Через полкилометра группа нашла другую стоянку. Митька хотел поплакать, но новая стоянка тоже была ничего себе.

Бедная Катя, ушедшая вперед искать стоянку вместе с Митей и Аней долго выгребала на быстринах обратно, чтоб позвать всю группу.

Мы выпили за мой ДР рижского бальзама в слегка пугающей меня смеси с водой, сахаром, чаем и сгущенкой, а затем сидели и рассказывали страшные истории.

8 августа 2008 года.

Ура! Дневка! Митька взял с собой Леню и они отправились в те самые забракованные места, где, по его мнению, должны сидеть просто стада настоящих уток. К счастью, они никого там не добыли.

Погода уже гораздо лучше. Можно купаться и мыть голову. Голову пока, правда, сводит в области черепушки. Я научила детей играть в маньяка. Наконец-то мы дежурим! Вот, здоровско, половина продуктов долой.

Правда, Митька не изволил появиться к готовке ужина, все еще гоняясь за утками, теперь уже в одиночестве, но мне помог Леня.

9 августа 2008 года.

Меня разбудил "Митя без хвоста". Мы с Митькой с хвостом сварили кашу, разложили сыр и прочие сухари. Группа поела, мы собрались, пошли.

До обеда мы шли не очень долго, потому что выяснили, что идем уже достаточно быстро. Костер развели в какой-то колее.

Миша сказал, что его постоянно тошнит, видимо, какие-то неприятности с пищеварением, от борща он отказался и для лечения желудка употребил копченого сыра с майонезом. Борщ был хороший с фасолью и тушенкой. Сухари кубиками детям понравились. Правда, у нас не было сладкого перекуса, потому что мы о нем не знали, его роль с грехом пополам исполняла карамель, которую все ели без особого воодушевления.

После обеда ожидались Минцы и легендарная плотина в них. Именно поэтому Митька решил впервые за поход положить в корму консервы, чтоб уж хоть какие-то приключения на этой самой плотине поиметь. Разумеется, на эту самую плотину мы зашли боком и царапнулись консервами об камень. Слегка потекло днище.

За нами прошли Денис и Лена, причем в этот раз Денис сел на капитанское место и потом рассказывал, что ему показалось, будто бы на этой плотине к ним подошел вполне себе упитанный северный зверь песец. Впрочем, Денис уже достаточно взрослый, чтоб иметь и такие странные представления о зоологии, т.к. с воды в этой плотине вообще нифига не видно.

Вторую плотину проскочили довольно сносно, а дальше была "старая мельница". Там вообще чистый слив и большие волны. Митьке волна залилась в штаны, и он был очень недоволен.

Где-то в Минцах нам встретилась бабушка, стирающая белье. Всем экипажам она сказала что-то двусмысленно-одобряющее, но с такой деревенской непосредственностью, что было грех на нее обижаться.

Встали на левом берегу в сосняке. Мы с Митькой выбрали себе местечко для палатки с личной купальней.  Все полезли купаться, вода уже чуть теплее, но потом зарядил дождь, поэтому большая стирка не удалась.

Мы с Митькой долго над чем-то ржали в палатке, наконец, тоже угомонились.

10 августа 2008 года.

Вышли около 12. Катя в завтрак давала вкусные сухофрукты.

Был большой завал, где Митька и Леня всех проводили, перетаскивая через бревно. Митька пошел помогать Мите, но тот от помощи отказался. Когда Митька вернулся ко второму бревну, то Митя попросил его помочь Свете. Митька вновь полез по бревнам назад, перетащил Свету, вернулся, тут же полез обратно, проводить Мишу. Миша не хотел, чтобы его перетаскивали, думал сам протаранить бревно с разбегу.

Перетащили всех, даже сопротивляющегося Мишу.

После завала пообедали, потом начались поиски стоянки. Нашли поляну, где лежали ящики с надписью "костюм Л-1 12 штук". Думали, что здесь выбросился подводный десант. Несмотря на обилие брусники, эта стоянка нам не понравилась. Пошли искать другую.

"Митя без хвоста" предложил еще пройти 15 минут. Миша же, которому очень понравилась стоянка с ящиками, обиженно кивнул и учесал вперед. Догоняли его целый час, он выбрал хорошую стоянку у разрушенного моста.

На стоянке был хороший пляж и многие искупались перед ужином.

Дети стали на Митьку говорить не "Митя с хвостом", а "Митя в очках", видимо кто-то из взрослых им сделал замечание, что так звучит козырнее.

11 августа 2008 года.

Дневали. Погода хорошая, большая стирка, купание и разные игрища. Митька играл с детьми и, нападая на лодку с мальчишками, получил прозвище "морского чудовища на полставки". Выдумывали много забав с Щуками, ныряли с них, катались, как с горки, для детей эта забава в самый раз, взрослому же это будет проблематично.

Маленький Дениска тоже купался и предварительно требовательно говорил : "иду в воду!"

С ним произошел небольшой казус. Митька подучил его обзывать меня мышью, а на его языке мышь это "пипипи". Подойдя ко мне, Дениска гордо сказал это слово, а я сдуру решила, что мальчик просится в туалет. Миша побежал его отводить в туалет, а Дениска от обиды сильно разревелся, потому что нужно же было понять, что "пипипи" – это мышь, а в туалет это "есть пика!"

После этого случая он бегал по поляне с веселой песенкой на малышково-английском языке. Песня звучала так: "Пика – ноу! Пика-ноу!", что несомненно означало, что малыш в данный момент времени не собирается в туалет.

Потом Дениска и Аня рисовали красками. Дениска больше на брюках и руках, а Аня раскрасила свою коробочку с заначкой.

Вечером Маша сварила очень вкусный плов с настоящей морковкой и луком. Мне очень понравилась эта идея.

Играли на гитаре, Миша спел песенку про дождь, и дождь тут же пошел. Света видела в бруснике змею, все начали эту змею бояться, но змея уже ушла. А под Ваниной лодкой обосновалась мышь, ее все видели утром. Она там сидела очень недовольная соседством.

12 августа 2008 года.

С утра я долго искала змею, но так и не нашла. Решили, что остановимся на пляже и искупаемся. Катя в пути обнаружила пляж, написала на нем: "купаться здесь", но группа выбрала другой пляжик, а некоторые экипажи купались индивидуально.

Катя долго ждала группу у предполагаемого места стоянки.

Стоянка у устья реки Крутик была занятной тем, что ниже по течению в реке фонтанами били родники, а выше была лесопилка, с которой доносился запах солярки. Мы с Митькой вечером посетили лесопилку и увидели там трактор с надписью "сделано в СССР".  Причем трактор еще работает.

13 августа 2008 года.

Света и Митя сделали завтрак. Митька собрал почти всю группу смотреть родники и набирать воду. С лесопилки по дороге потянулись полные грузовики, а обратно пустые. Впрочем, иногда обратно проезжал и полный, что было совсем удивительно.

В обед встали почти на пляже, купались.

Прошли мост и табличку с надписью "Приворот". В данном случае это называние станции. Много перекатиков, некоторые очень веселенькие, я их даже боялась, а Митька надо мной смеялся.

Стоянку выбирали все по очереди, но все равно пришлось возвращаться на ту, что выбрал Миша: с обширной помойкой. Достоинством стоянки была большая поляна, пляжик, сосенки и дорога рядом. В данном случае дорога была нужна, потому что у ребят было запланировано пересечься с группой автомобильных туристов, их друзей.

Дежурим мы с Митькой! Едва лишь я засыпала вариться макароны, как обломился чудесный кевларовый трос. Или чудесная пропиленовая стропа, я в пылу героизма не заметила, потому что спасала макароны. Их-то я, рискуя жизнью, сберегла, а оба других котла с кипятком вылились в костер. Тросик починили, макароны доварили, кипяток закипятили. Все наелись. Ночью пошел дождь.

14 августа 2008 года.

Разбудила Митьку с трудом. Мы еще не знали, стоим тут или идем дальше, но проснулись голодные дети, а дежурим мы.

После завтрака Митька побежал гулять за уткой, поэтому обед мне вновь помогал готовить добрый Леня.

Позвонили автомобилисты, Миша с детьми пошел их встречать, на повороте повесили, как опознавательный знак, Денискин слюнявчик и всерьез рассуждали о том, что же Дениска будет делать без слюнявчика, если какой-нибудь лихой человек позарится на эту деталь его туалета.

Ребята приехали уже в темноте, среди них мой старый знакомый Артем, которому Вика зашивала на Суне пятку. Шов Артем застеснялся показать, но сказал, что не беспокоит.

15 августа 2008 года.

Все пели у костра песни до трех ночи, а меня что-то сморил сон от частого купания и вообще разных впечатлений дня. Нужно сказать, что купание на этой стоянке своеобразное, везде воды по колено. Поэтому купались в стиле крокодилов, ползая по дну. Но в жару это тоже приятно.

С утра долго думали, как же мы будем отсюда выбираться, наконец, Миша соблазнил Артема свозить их в Чагоду, поговорить насчет транспорта. Там они пробыли очень долго, но заказали машины до Москвы, потому что это оказалось удобнее, чем добираться до Череповца, а оттуда поездом.

Иных способов выбираться из Чагоды не нашлось. Есть, правда, автобусы, идущие в Вологду, Питер, Череповец, но все они утренние и подразумевают ночевку в городе на вокзале. Для детской группы это было не очень хорошо.

Весь день изображали из себя речных крокодилов. На нашу поляну еще приежал сумасшедший рыбак на шкоде и уходил куда то в кусты ловить рыбу. В кустах глубина была тоже 20 см. Не знаю, что он там делал. Сдается мне, что не рыбу он там ловил.

Среди приехавших автотуристов у одного ребенка был голос и манеры, которые Митьке напомнили его начальника. Митька начал каждый раз вздрагивать, когда слышал этого мальчика.

Дети к вечеру начали как-то жестоко играть в догонялки с палками, Денис, заслышав крики, бросался разнимать малышей. Впрочем, до травм дело не дошло.

Все сушили и складывали лодки и вещи, а затем пели у костра. У Артема и Саши с собой было изобилие спиртного, я выбрала 15 капель коньяку из предложенного ассортимента.

Ночью большая луна и яркие звезды, но потом небо начало затягивать.

15 августа 2008 года.

Я проснулась, потому что закапал дождь. Я вылезла разбудить Леню, так как вечером он повесил лодку сушиться. Вид сонного Лени оказал на дождь такое действие, что моросить перестало.

Автотуристы уехали. Дети начали переругиваться от скуки. В 12 все собрались, приехали машины. Катя, Митька и я оказались в легковушке, остальные в двух газелях.

Впервые встретились в Устюжне на заправке, где купили чипсов и прочих "городских гадостей", потом в Бежецке в кафе, где наш водитель обедал. Он посоветовал нам ничего там не есть, кроме яиц и курицы, мы честно заказали яичницу, хотя ассортимент был представлен и супами,  пловом и прочими мантами. Едва лишь мы поели, как подъехали две наших газели. Дети выбежали погулять, водители поесть.

Позырили в дороге на страну. Эх, красива Россия, но плакать все равно хочется от вида русских деревень. Особенно в вологодской области, где дома крыты щепой.

Водитель предложил нам в дороге экскурсию к источнику св. Ильи. Мы с Митькой пошли посмотреть и набрать воды, Катя осталась в машине. Источник очень красивый, все довольно чисто, но удивительно, что вокруг него на всех оградках и деревьях навешаны ритуальные ленточки. Мне всегда казалось, что это мусульманский, а вовсе не христианский обычай.

В восемь вечера выгрузили в Красногорске Катю. Потом Митька соблазнил водителя проехаться по Москве и отвести нас домой. Водитель был очень милый, но на дорогах бедного города моего вспомнил все ругательные слова, удивившись суматошному московскому движению. Мы успокаивали его тем, что сейчас город практически пуст, он лишь качал головой и, вздыхая, выдавал разнообразные народные идиомы. Впрочем, у Кремля он оживился и даже сфоткал его на мобильник. В десять мы были дома.