[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 69.

Угра и олени.

(Поход по реке Угра от ст. Угра до г. Юхнов 1-7 октября 2011 г.)

Получилось так, что по печальным обстоятельствам в этом году нам не удалось сходить в поход летом. Мы решили идти в отпуск в октябре и выбрались все же на недельку. Речку выбирала я, такую, чтоб в ней были хорошие стоянки, и не было разных препятствий. Я немного не рассчитала с километражом,  поэтому мы не заслужили дневок, но в целом маршрут был приятный.

30 сентября мы заказали машину прямо до реки, потому что шли с Митькой в поход вдвоем и решили побарствовать. Полдвенадцатого ночи за нами приехал таксист и поход начался.

1 октября 2011 года. По всем прогнозам путь должен был занять часов шесть или даже семь. Я думала, что мы приедем на реку ранним утром, а там уже вскорости и рассветет. Как мы проезжали Малоярославец, я еще помню, а, вот, Медыни и Юхнова уже не видела, потому что спала. В три часа ночи мы неожиданно оказались на месте, возле моста через реку Угра. Водитель был расстроен, что высаживает нас в таких диких местах, удивлялся, как мы будем там существовать, спрашивал, не замерзнем ли мы и есть ли у нас фонарик.

Наконец, он, с сомнением покачав головой, уехал обратно, а мы остались в кромешной тьме. Митька достал фонарик и пошел на разведку. Он обнаружил на берегу реки более-менее приличное место в зарослях крапивы, мы замаскировались, поставили палатку, затащили туда все вещи, включая свернутую лодку, и улеглись спать до рассвета.

Однако  когда мы проснулись, рассвет уже давно прошел, да и время завтрака тоже. Поэтому мы решили сначала как следует поесть, а затем тронуться в путь.

Помимо завтрака приготовили еще и бутербродов на обед. Вышли на воду в 11, утренний дождь закончился, но начался сильный ветер в нос. Если мы прекращали грести, ветер сразу начинал относить лодку против течения.

В реке встречались реальные перекаты с языками, по берегам были деревни. Но сама река глубиной где-то по колено и течение не очень быстрое.

Вечера в октябре уже сумеречные, поэтому мы решили вставать часов в семь. В четверть восьмого зашли за деревню Желание  и все стоянки, разумеется, исчезли. Митька облазил все берега. Ничего хорошего он не обнаружил, и мы встали на откосе недалеко от деревни Лепехи.

Одним из удручающих, но не фатальных сюрпризов этого похода стало явление комаров. Едва лишь мы вылезли на берег, они тут же прилетели и воздали нам должное. Нужно сказать, что помимо комаров на реке, невзирая на осень присутствовали так же мухи, мошка и даже клещи. Впрочем, до летней резвости угнаться им было сложно.

Поставили тент прямо над палаткой, чтобы готовить еду возле выхода, у нас на ужин были ленивые голубцы с сырным соусом. Затем, когда стемнело окончательно, мы залезли в палатку,  смотрели детский фильм про борьбу с браконьерами. Этот фильм произвел на Митьку такое педагогическое впечатление, что он даже не стал доставать в походе ружье из чехла, хотя утка везде летала, словно сумасшедшая.

Ночью был сильный ветер, но поставленный над палаткой треугольником тент не позволял ему сильно к нам задувать.

2 октября 2011 года. Выросло давление. Это было ясно и по барометру и по моей голове. До десяти часов я будила Митьку, затем мы все же позавтракали и пошли. С собой мы вновь взяли бутерброды и сваренный накануне вечером кисель.

Проходя мимо Знаменки, мы ознаменовали это событие поеданием Твикса,  Ветер в нос еще даже сильнее, чем вчера. Мы порядочно устали, мне чуть было не пришлось грести. В пять часов вечера решили встать, пообедать и половить рыбу. Суп был замечательный, а рыбы не было вовсе.

Когда мы решили вставать, кончились не только стоянки, но и, кажется, берега. В единственном месте, где по описанию двухтысячного года имелось хорошее место для бивака, построена целая база с перилами, катерами, беседками, антеннами и двухэтажными особняками.  Перед деревней Дмитровка, когда уже практически стемнело, мы выбросились на правый берег и встали на лугу возле единственного более-менее симпатичного дерева. Луг, основательно изрытый ямами и кочками, переходил в лес где-то за полкилометра от реки. Но нам было все это по барабану, поскольку дрова нам не нужны, а от кочек худо-бедно спасает термарест. Несколько напрягало то, что место не очень эстетичное, но скоро и этого стало совсем не видно.

В кромешной тьме, при свете фонаря, мы съели макароны с тушенкой без всяких изысков и ушли в палатку смотреть очередной фильм.

Я спала как-то тревожно, из леса раздавались странные крики, не то леопардов, не то обезьян, но Митька успокоил меня тем, что трудолюбивые жители окрестных сел заготавливают ночью дрова с помощью  шумного электро- и бензоинструмента.

Почти каждый час я просыпалась и удивлялась, до чего ж непоседливы эти сельские труженики.

3 октября 2011 года. Понедельник. Ночь была самой холодной в походе - всего три градуса тепла, а утро удивило солнцем. Я приготовила завтрак, а Митька все просыпался, копался, собирался. Я ушла ловить рыбу и поймала аж две штуки. Одну крупную – с палец, другу поменьше, даже не знаю, с чем и сравнить. Обе были не сильно травмированы крючком и я их выпустила погулять. Митька очень расчувствовался, отобрал у меня удочку и, пока сам не поймал на нее рыбу, не успокоился. Его рыба была тоже небольшая, он ее тоже отпустил в речку и мы, наконец-то пошли дальше. На небе возникли тучи.

Впадение Жижалы вновь ознаменовали перекусом, а встать решили после села Ивановского на левом берегу пораньше. Митька набрал грибов, пришлось сварить суп, от которого мне потом было нехорошо, а Митьке, наоборот хорошо. Но это было потом. Мы вымылись, предварительно согрев воды, и залезли в палатку. Фильм посмотрели, уснули не поздно.

4 октября 2011 года. Я встала рано, хотя просыпалась каждый час от этих ужасных, душераздирающих лесных звуков-криков, потом мне еще пришлось бороться с грибами в своем организме. Вскоре мне полегчало, следовательно, они были не ядовитые.

Где-то к полудню, навалявшись, нагулявшись и наловившись рыбы (то есть рыба почему-то не попалась, но процесс имел место) мы отправились в путь.

Сразу за перекатом у деревни Понизовка из-за острова, навстречу нам выехал на своей резинке рыбак и очень недовольно не ответил на наше приветствие. Мы пожали плечами, и тут в протоке за островной растительностью показалось что-то не совсем понятное: с шумом, гамом и хлюпом над рекой появилась странная конструкция, напоминающая падающую высоковольтную вышку. Я уж было собралась прощаться с жизнью, как оказалось, что это отнюдь не вышка, а самый натуральный огромный лось. Теперь я думаю, что это был никакой не лось, а натуральный олень, но доказать это предположение уже ничем не смогу. Мое облегчение, что это не вышка было временным, потому что животных я боюсь, наверно, даже больше. Видимо от страха мне не пришло в голову лезть за фотоаппаратом. Лось или даже олень был довольно тормознутый и близорукий, он все шел и шел из-за острова, длинный, высокий и неотвратимый, нас же несло течением прямо ему наперерез. Митька застеснялся давить копытного и стал табанить. Животное заинтересовалось звуками нашего торможения, поглядело на нас и сказав: «вот блин!», с невероятным шумом отправилось обратно за остров. Сбежал он так быстро, что я не успела перестать бояться.

Явление лося, или даже оленя, его габариты и стать, а также отношения его с рыбаком, сидевшим в тех же кустах, мы обсуждали довольно долго.

У автомоста мы решили поймать мобильную связь и остановились. Неподалеку дяденька, вылезший из буханки, мыл цепи с колес. Пока Митька лазил на мост, посылать смски, дяденька стал знакомить меня с душераздирающими особенностями здешней фауны.

Оказалось, что в лесах водится кабан, медведь, лось и даже олень, причем копытные в этом сезоне ужасно агрессивны, ибо у них гон. Они бегают кругами по лесу и кричат, т.е. трубят, особенно этим отличаются олени, коих в здешних местах развелось невообразимое множество. Когда я спросила, как кричат олени, дяденька просто объяснил: «Ну, так, орут, словно тигры!». Сравнение с тиграми мне до такой степени не понравилось, что до меня не сразу дошло, чем были те самые звуки, что мы слышали уже вторую ночь в лесу, наивно принимая их за активную деятельность колхозников. Я сначала улыбалась и представляла симпатичных амурских тигров, затем что-то торкнуло и внутри все похолодело. Видимо, выражение моего лица было столь отчаянным, что местный житель стал успокаивать меня, якобы все животные встречаются до моста, а за мостом их уже не будет. Как только черты мои, перекошенные ужасом, несколько разгладились, он тут же добавил, что олень за ночь пробегает пятьдесят или даже сто километров и в любовном томлении не замечает мосты, дороги и прочие коммуникации.

Вернулся Митька, мы попрощались с доброжелательным селянином и отчалили восвояси. Вопрос оленей-тигров стал меня волновать чрезвычайно, но я пока что крепилась.

После автомоста населенки стало больше, мы прошли несколько деревень, встали к вечеру на красивом бугре в сосняке левого берега. Митька ходил купаться, я просто умыться, река от стоянки далеко. Да и вообще все стоянки на буграх или через лужок, но мы были к этому готовы и взяли с собой бутылку для воды и небольшое ведро. При разгрузке набирали обе емкости, и нам хватало на ужин, завтрак и чистку зубов.

Вновь поели ленивых голубцов, потому что небольшой кочан капусты, взятый из дома, оказался просто бесконечным. Мы решили посмотреть на этот раз «особенности национальной охоты», чтоб проникнуться темой лося и прочей живности. Едва лишь кончился фильм, мы увидели с реки фонарик рыбаков, которые, видимо, ловили рыбу острогой. Нам соседство не очень понравилось, но делать было нечего. Мы стали сидеть тихо, хотя до этого сильно себя демаскировали ржанием над фильмом. Рыбаки вскорости ушли, лось почему-то не кричал, а если и кричал, то далеко и я на этот раз больше боялась рыбаков, чем лося.

5 октября 2011 года.

Мы встали рано, но пока варили кисель, собирались и ленились, часы пробили полдень. Мы шли не быстро, ловили в заводях рыбу, обедали с чувством и расстановкой и в этот день прошли совсем немного. Впадение Вори отметили сникерсом и сухариками.

С воды мы увидели странный знак, который по ПДД означает кемпинг. На знаке было написано «туристская стоянка». На самом деле стоянка там была не очень хорошая, практически на кладбище, потому что рядом находился обелиск, захоронения погибших воинов и небольшая выставка военного железа, откопанного поисковиками. Также рядом висели плакаты, предупреждающие, что Угра – территория национального парка и на этой территории ничего нельзя делать, ну, в крайнем случае, за деньги. Поскольку кроме нас на всем берегу никого не было, то  и денег никто не потребовал.

После впадения реки Собжи, мы нашли место на правом берегу в «березовом сосняке». От воды далековато, но я все равно ходила в сумерках мыться и чуть не заблудилась в прибрежных кустах. Едва лишь я стала подходить к стоянке, как меня накрыл дождь, пришлось спасаться бегством. Но к дождю у нас было все готово: тент, домик и горячее. Ужинать мы не стали, лишь попили чай с пряниками, потому что не так давно очень плотно обедали. Смотрели фильм «Джентельмены удачи», громко ржали. Едва лишь фильм кончился, как тут же со стороны леса заорал лось. Или олень. Или даже тигр. Это было ужасно. Он орал не переставая, с такой страстью, что Митька даже предложил с целью успокоения оленей в национальном парке Угра завести резиновых олених. Он пошутил, похихикал, поворочался и уснул. Он сказал, что олень не примет нас ни за соперника, ни за олениху, поэтому бояться нам абсолютно нечего. Но его разумные доводы не произвели на меня никакого впечатления. Я снова и снова представляла стада бегущих лосей, за которыми гонятся тигры и крестьяне с бензопилами, забывалась недолгим сном и просыпалась от нового воя.

6 октября 2011 года. Олень перестал орать в два часа ночи, и немного потом поорал в семь. Я проснулась в девять.

Митька долго вставал, потом все же вылез, пожарил себе белых грибов, найденных накануне, съел половину сковородки, остальные мы упаковали и отчалили. Первые два часа хода мы ловили рыбу, затем потихоньку пошли, в три встали на обед и Митька, пока варился суп, полез наверх смотреть окопы. Через некоторое время на склоне упало дерево, а мне показалось, что вновь набежали лоси и олени. Я стала кричать, чтобы Митька возвращался, он прибежал и сказал, что никаких оленей не видел, а видел только тигра в детстве на картинке. Мы поели и снова тронулись. Прошли несколько деревень, связи на воде не было, а лезть наверх нам было лень. За Городцом встали чуть вдалеке от воды в группе сосен.

Митька вновь ходил купаться, а ужинать мы не стали, попили чаю с бутербродами, сварили кисель, и еще Митька доел грибы. Разумеется, никакой рыбы на ужин не было, поскольку мы так ничего и не поймали.

Мобильник показывал, что связи нет, но почему-то иногда приходили смски. Мы весь день заряжали солнечную батарею, поэтому вечером вновь смотрели фильм. Ночь была очень теплой, даже не хотелось заворачиваться в спальник.

7 октября 2011 года. С утра я выманила Митьку из палатки сыром, словно какую-то мышь, он даже сказал, что нечестно сыром выманивать. Место очень красивое, молоденькие деревца вокруг, только до воды неблизко.

Нам осталось пройти совсем немного. В этот день обед мы планировали уже на месте сбора в Юхнове.

У одного из живописных косогоров остановились и лазили на него, сначала Митька, потом я. Пройдя полдороги на вершину, я малодушно решила вернуться, потому что очень уж в гору трудно лезть, но у меня был с собой фотоаппарат и мне хотелось снять вид сверху, пришлось перебороть свои слабости. Вид с бугра открывался очень красивый: на поля, леса и устье широкого притока.  После того, как я вернулась, Митька сказал, что полезет еще раз. У меня оставались червяки, поэтому я не возражала и начала ловить рыбу снова.

Погода была хорошая, тепло, ветра почти нет. Мы приближались к Юхнову, и, наконец, приблизились окончательно. На месте нашей остановки был пляж. То есть красивый песчаный чистый пляж был с другой стороны, а с городского склона дорожка выходила на грязную щебенку. Мы решили, что в пляжные дни задорные юхновцы приходят сюда со всем скарбом: детьми, полотенцами, ящиками пива, и переходят вброд на ту сторону, чтобы отдохнуть культурно на чистом песочке. Обратно же они добираются уже вечером, по-разному, в меру своей пляжной усталости.

Сварили обед, пообедали, разобрали вещи и полезли по тропе в гору.  Я шла медленно, но все равно еле дошла, Митька взлетел быстро, но тоже устал. Он дождался меня сверху на идиллической скамеечке возле пустого мусорного контейнера. Окрестности контейнера, куда хватало взора, были щедро усеяны мусором разнообразного содержания.

По лесной тропе, а затем, повернув на дороге налево, мы вышли к автовокзалу. Автобусы уже не ходили, но нам предложили свои услуги таксисты.

По дороге мы любовались деревнями, порицая при этом их некоторую запущенность. Таксист пытался вступать с нами в политические разговоры, но вскоре запутался и перешел на строительную тематику.

В Малоярославце я быстро купила билеты, до электрички оставалось 15 минут. Мы сбегали в туалет, который с прошлого года изменился тем, что стал платным и теперь в нем горит свет.

В электричке мы смотрели кино, народу совсем не было.

С киевского вокзала доехали до дома на метро и в полдвенадцатого были уже дома.