[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 78.

Вытебеть – звучит, как лозунг.

(Поход 8.05.13-12.05.13 по реке Вытебеть от Ягодного до Дретова на Жиздре)

Много разного народу хотело пойти с нами в поход. Но сначала отказались одни, потом другие, осталось нас четыре человека, я с Митькой и Сашка с шестилетним братом Петей.

8.05.13 Митька поехал за детьми, потому что Сашка уже хоть и большая, но одновременно не может притащить рюкзак, лодку и Петю. Около десяти они приехали, и тут же пришла машина. Мы погрузились, ехали не очень долго, но все равно стояли в пробке. Всю дорогу Петя веселил нас своими загадками.

9.05.13 Около трех часов ночи остановились у моста и Митька пошел искать, где можно встать на ночевку. Петя немного замерз и был сонный, но стойко переносил тяготы похода. Водитель восхищался соловьями и лягушками, не удивлялся, что нас нужно высаживать именно здесь, не предлагал поехать обратно в Москву или попроситься на постой в деревню.

Мы поставили палатки в кустиках у реки и легли спать. Я стала думать, что не усну, но додумать эту мысль не успела, потому что проснулась в девять утра. В деревне звучали военные марши и шло празднование для Победы. Петя залез в Саше на ручки и приказал: «Принцесса, неси меня спасать дракона!» Мы поели, собрались и пошли, может быть и не спасать дракона, но совершать другие локальные подвиги. Солнце светит ярко, в завалах кто-то уже пропилил проходы, перекаты являются травянистыми мелями между островами, изредка встречаются коряги. Река показалась мне идеальной. Почти идеальной, потому что вода высокая, вылезать на берег тяжело. Никаких сосновых боров, где-то вычитанных в интере, мы на реке не встретили. Клеща не было тоже.

Обедать встали на косогоре, я не очень люблю таскаться для обеда туда-сюда, но поели очень хорошо, потому что некоторые продукты: сладкие батончики и колбасу я по раскладке уменьшила лишь один раз с восьми до шести человек, а с шести не уменьшала. При этом нас было четверо, а как ест Петя, так все трое. А еще Сашка и Петя набрали вокруг щавеля, у меня была картошка и сублимированные тефтели, поэтому куриный рисовый суп из пакетика превратился в полноценный щавелевый с тефтелями, только без яйца и сметаны. Но их в данном кулинарном шедевре заменил майонез.

Итак, сыто отдуваясь после обеда, мы спустились к нашим лодкам и продолжили путь.

Взятые для рыбалки червяки решили умереть. Я пока никому об этом не говорила, чтобы никто не расстраивался.

Мы встали на стоянку в 19 часов, не доходя до Ульянова на правом берегу в очень живописном березнячке. Правда, чтоб добраться до него, пришлось причалить к грязному растоптышу в сорок сантиметров, влезть на косогор и протащиться по лугу еще некоторое расстояние.

Но мы это все каким-то образом сделали и приступили к приготовлению ужина. На стоянке очень удобные кочки, на которых можно сидеть вокруг горелки. Есть и ровные места. Неподалеку лужа, обрамленная кустами. Там и нашли свой последний приют трупы червяков.

Про макароны с тушенкой Пете рассказал Федя, и мальчик с нетерпением дожидался коронного блюда. Ужин Пете понравился, а потом он заставил Сашку ловить рыбу. Долго этому занятию они предаваться не смогли. Мы все отправились спать.

10.05.13 Утром на стоянку пришли просто полчища мух. Они еще не умеют кусаться, но пробуют лизать кожу и всячески топчут наши тела. Петя стал отрывать мухам головы, а мы собираться поскорее. Съели гречку на молоке и стали увязывать многочисленный скарб.

Прошли какие-то небольшие перекаты, затем плотину. Плотина была залита водой, там просто течение и все. Непропиленные деревья лежали в реке довольно удачно, их удавалось обходить все. По какому-то описанию я все пугала группу страшным перекатом в деревне Дебри, но его так и не было. Мы встали за деревней Жуковка на высоком правом берегу. Берег в грязи, но можно держаться за деревья. Опять перетащили все в гору, я удачно слиняла от этого мероприятия, с целью осмотреть окрестности. Лес глухой, я уже стала опасаться медведя или какого-нибудь лося-оленя.

Мы все, кроме Пети полезли купаться, вода холодная, да и грязь у берега порядочная. Затем мы сварили суп, но после супа никто уже не смог есть второе, поэтому перед сном просто попили чай с чем-то сладким.

Ночью в реку упал какой-то водолаз и начал там плескаться. Митька заявил, что это бобер глушит рыбу хвостом.

11.05.13 Утром Митька обнаружил на том месте, где мы купались, следы маленьких копыт. Наличия бесов мы не предполагали, поэтому решили, что это кабан-подсвинок. Или просто маленький кабан, хотя, может и бес.

Поели пшено, устроили турнир «льва против козявлика».  Турнир заключался в том, что Петя и Митька бегали друг за другом по поляне и типа боролись. Я ржала и снимала на видео.

Мы с Сашкой решили, что, если не искупаться, то можно одуреть, мы быстро съели пшено на завтрак, собрались за каких-то два-три часа и пошли искать на реке приличный пляжик.

Увы, пляжей не было, а мы уже совсем озверели от жары. Нашли какой-то пупырь с не очень грязным песком и все же искупались. Стало гораздо лучше. Ровно через 200 метров обнаружили уже хороший пляж, но вылезать на нем уже не стали.

В очередной деревне возник настоящий завал. На бревнах была куча мусора и вообще стало в реке как-то совсем неаппетитно. Итак вода мутная и серая, а тут еще и бутылки…

Завал мы прошли, опираясь на бревно, притапливая его.

Мы подходили к устью Вытебети и считали, что вот, прямо сейчас нас окружат сосновые боры и песчаные пляжи. Но вокруг нас простирались только черемуховые кусты с охрипшими соловьями и грязноватые лбы берегов. Затем уже окончательно нас разочаровав, начались поля, и мы впали в Жиздру, которая оказалась не чище Вытебети, врочем, теперь мы ходим с фильтром для воды и чистота реки актуальна лишь для купания.

Прошли по Жиздре метров триста, осмотрелись: душераздирающее зрелище. Вернулись немного обратно. У нас было два варианта: правый (для нас левый, т.к. мы шли теперь против течения) берег с черемухой и деревней через поле и противоположный с двумя пьяными и шумными компаниями.

Мы выбрали поле и деревню. Попытались замаскироваться в черемухе, но нас уже засекли пионеры на велосипедах. Пионеры пропищали нам что-то нехорошее, то ли что мы нетрадиционной ориентации, то ли что нас надо обворовать и умчались вдаль.  Я сказала, что это все фигня, потому что ночью все равно не усну, да и компания с противоположного берега этого не позволит: к шести вечера от хихиканья там перешли к хоровому пению. От них в деревню вновь отправилась машина, вернулась и веселье грянуло еще более мощно.

То ли от черемухи, то ли от чрезмерной еды на маршруте у меня разболелись одновременно живот, голова и уши. Сашка с Митькой сделали ужин, я не смогла отказаться от макарон с тушенкой, но слегка ограничила свою порцию.

Мы с Митькой еще долго не спали, лечили мою голову, мыли руки и ноги, читали книжки. Потом все же уснули. То есть мне так кажется, что уснули. Каждый час я выходила дозором вокруг лагеря, но не потому что хотела поймать пионеров, а просто так.

Около часу ночи на соседнем берегу какого-то многострадального Серегу позвали рубить дрова, потому что ночью нужен костер, потом другим голосом ругали его за то, что он рубит дрова, а костер-то и не нужен, ибо группа уезжает, после этого машина ушла, затем вернулась и вновь стали выкликивать Серегу, видно, прикорнувшего под кустом. Около двух, найдя Серегу, либо уж махнув на него рукой, группа уехала и стало тихо. Тут пришел черед соловья, который, покинув свою черемуху, залез, кажется прямо под тент, и кричал оттуда возле головы. Трель соловья, когда он ее производит с дальних кустов, слышится божественной, но она же становится ужасным скрежетом, когда этот клювокрыл начинает засовывать непосредственно в ухо свои органы пения.

Хотя, конечно, я люблю соловьев, они такие романтичные.

12.05.13 С утра все было спокойно, даже полотенце и мусорный пакет, недальновидно оставленные на полянке, у нас никто не стащил.

В Жиздре течение сильное, грести против него сложно. Мы дошли до хорошего пляжа, наконец-то, и искупались. Потом продолжили путь, и вышли под мостом. Собиралось одновременно несколько групп. Мы перетащились из-под моста в кусты, где была тень, чуть-чуть посушились, собрали вещи. Водитель обещал быть в три. Мы поволокли первую партию вещей на дорогу, на мост, в гору, пешком, в жару. Потом Митька вернулся за детьми и остатками вещей.

Погрузились, поехали. В дороге спали, загадывали загадки, пили фанту, ели чипсы и мороженое. Возле дома были в восемь вечера. Дети посидели у нас до девяти, затем за ними приехала Женя. Митька проводил их до машины и мы начали разбирать вещички.