[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 91.

Вокруг Онеги.

(Поход по Онежскому озеру от Петрозаводска по кругу с 24 июля по 8 августа 2015 года.)

На этот раз мы решили пойти на катамаране. Историю этого судна я рассказывать не буду, а то разрыдаюсь.

24.07.15 г.

Миша накануне даже купил раскладку, но потом соскочил. Аргументом было поступление в институт, словно это выяснилось именно в день похода. Ну, да, ладно, подумала я. Зато буду купаться, где хочу и как хочу. Как бы не так! – подумала природа. Впрочем, об этом потом.

Только на вокзале я вспомнила, что у нас боковушки, точнее узнала об этом. Тут же мы увидели ужасные рамки и всяческие препоны от террористов. Из сознательности и энтузиазма прошли рамки, сунулись не туда, оказалось, что рамки только на Сапсан, а на обычные поезда пускают с бомбами, если кому надо.

Турья много. Тут же уходит мурманский, а площадь для посадки сократили. Нечего вам по походам шляться.

Лена тут же купила чаю и при посадке несла стакан в руках, пытаясь всех им облить. В поезде к Лене подсела тетя с ребенком. Но лишь до Бологова.

25.07.15. В Бологом погуляли, а в шесть утра в Свири рассматривали терпуга. Глупый какой-то терпуг, никто его не брал.

Водитель Роман подъехал на привокзальную площадь, потом мы поехали в магазин, где все есть. Теперь магазины в стране стали одинаковые, что в М., что в П., хотя, нет, это я преувеличиваю, например, в городе Чердыни они еще не достигли уровня человеческого поедания, там только турист может затариться. Чердынский сыр был неповторим (подозреваю, что именно им и отравили известного боярина). Впрочем, яблоки в Воркуте тоже отличались редкостным своеобразием.

Купив продуктов, мы отправились за прицепом.

Ехали недолго, приехали на пляж, где вечером Роман обещал организовать для своих друзей какое-то пати. Всего за четыре с половиной часа Митька собрал кат. Попили чаю и тронулись. Во время сборки приходили дети и голые тетеньки. Детей мы пожурили, что они лезут в упаковки, тетенек не тронули, пусть ходят голые, если нечего надеть.

Местное население умудрялось купаться, но мы не рискнули, холодно как-то, и у нас нету столько жидкости для разгорячения тела.

Возможно, бы мне и понравилось это путешествие с самого начала, потому что волна была не такая уж большая, да и ветер не сильный, но случилось некое странное происшествие: оторвался гик и упал мне прямо на голову. С того мгновения парусный туризм стал представлять для меня значительную угрозу для жизни.

Немного повалявшись на палубе и повыв, я приступила к своим дальнейшим обязанностям матроса на стаксель-шкотах. Волна и ветер присутствовали. Мы попробовали нос судна в качестве туалета, получилось неплохо, теперь мы могли вообще не сходить на берег, как нас Митька пугал перед походом.

Встали первую ночь на острове. Остров типа «Планета Шелезяка». Черники нет. Дров нет. Впрочем, зачем они?

26.07.15 Воскресенье.

Митька встал в восемь. Небывалое дело! По этому поводу вышли в 11 и начали вырезаться на мыс. Вырезались, вырезались, как папа Карло с Буратиной, аж устали.

Запросились есть. Поели в бухточке. Дальше шли по волне и ветру и тут Лену укачало, не сказать, что неожиданно, но сильно. Ветер все время в нос, волна тоже туда же, впрочем, если кто не знает, то под малыми парусами ходят чаще всего в галфинд, то есть типа почти перпендикулярно к ветру, а не прям по ветру, прям по ветру офигеешь ходить, тем более, что он все равно не туда дует.

Останавливались смотреть на берега у избушек. Любой мало-мальски приличный выход на поверхность земли – избушка. Встали как раз у одной из избушек. В лесу прям черника есть. А мы поели кабачков и картошки. Митька еще больше разлюбил кабачки, потому что они, когда жарятся лживо пахнут грибами, а потом, поджарившись, оказываются гадкими, на его вкус, овощами.

27 июля 2015 года. В постройках обнаружился прекрасный туалет, очень просторный и функциональный, даже с освежителем воздуха «Морской». Избушка тоже милая: внутри кухня, комната с печкой, нары на пять мест, даже баскетбольное кольцо в кустах есть. Но мы не стали играть, а вышли снова в волны и ветер и Лену опять укачало. В обеденной бухте Митя видел гадюку, и предложил обмотать ее скотчем.

После обеда (волшебный красный борщ из белого порошка – кстати, имеется в виду лишь борщ то ли маги, то ли бланка, и ничего кроме) Лену отпустило. Ветер тоже поутих, я залезла в палатку и чуть спала, пока ставили генакер. Долго шли в штиль на моторке, а рядом с нами величественно проходили какие-то большие корабли. Встали за портом. Поели гречки с кабачками. О, эти обманные кабачки!

Митька нашел на пляже небольшой холодильник, сполоснул его в озере и мы получили прекрасный белый стол для обеда.

28 июля 2015 года. Вторник. Стала пригорать каша, кан уже не тот.

С утра был дождь, натягивали тент. Выходили на веслах, потому что сильно штормило у берега. Шли галсами, Лену вновь укачало, она лежала в палатке, но к обеду ей уже стало легче.

Мы поели вермишелевого супа и двинулись поперек Онеги 23 километра на Петропавловский маяк.

Онега была к нам благосклонна, лишь пару раз вставали в левентик (кто не знает, это как флюгер носом на ветер) для отдыха и с 5 до 8 часов пересекли озеро. Маяк очень красивый, но старинный. Пробовала тролить с кормы, но рыбы нет. Мы встали после небольшого домика в чернике. Ее реально много, даже компот сделали.

29 среда. С утра все собирали чернику, а я вымачивала в кипятке палец, который почему-то сильно разболелся у меня ночью. Митька там что-то надрезал при свете фонаря, и стало болеть. Или перестало болеть, когда надрезал, похожего контрольного пальца у меня не было.

Отчалили после каши и поперлись поперек залива, а ветер крепчал и крепчал, да еще и дождик начался. Мы достигли максимальной скорости! Мимо нас стали проноситься материки и земля завертелась с невероятной быстротой, волосы у меня стали дыбом, и тогда сделался оверштаг! То есть, конечно, он не сам сделался, а рулевой так сделал и закричал: «все на борт!» Я подумала, что уже все, тут наше путешествие и закончится! Но ничего, волны били и захлестывали меня на балоне, так, что и дождь не казался сильным.

На этом участке пути мы достигли скорости в двадцать километров в час.

От таких впечатлений на берегу все побежали по кустам. Есть чернику, конечно, а вы что подумали?

Но озеро кипело. Просто баранами и прочими овцами. А в промежутках между белопенностью было оно цвета нереального, настоящего цвета морской волны или, если угодно, как его еще называют в цветовых таблицах «циан» (два нуля и четыре Ф).

Мы немного погрелись в палатке, и пошли уже вдоль берега, но через какое-то время вновь пристали теперь уже в камни. Из этой бухты мы не смогли выйти с первого раза, сносит на камни. Решили обедать, думали стихнет. Но не стихло. Митька стал сокрушаться, что набрал нас тут с собой, как жуков в коробочке и выводит на берегу погулять.

Но тут «жуки в коробочке» сели на весла и вытащили кат за камни. Пошли дальше. Прошли центр спасения, держа курс на Андому – цветную гору, которая исполняет желания. Штормило уже не сильно.

Гора красивая, но приставать мы не стали, осматривали с воды, так типа романтичнее.

Ветер утих, поставили генакер, у меня рука даже устала держать его шкот.

Зашли за речку Андому и встали на бесконечном пляже, вытащив кат совсем, потому что повредили шверт. Шверту, да и рулю требовались починка или осмотр. Поели картошки, причем в пюре я добавила немного жареной и получилось очень интересно на вкус.

Лена и Митька купались, Митька даже в ластах и маске, а я просто для гигиены. Холодно мне уже купаться даже в Карелии. Мне и в Алуште-то что-то было прохладно.

На больших побережьях чувствуешь себя, как играющий ребенок. Натащишь веток, палок, досок, холодильников, типа это мой магазин, прилавок, я тут расставлю еду. А вы мои клиенты.

Всю ночь Митька думал, какая сила срезала винт, но оказалось, что он лишь открутился.

Мы поставили палатки вокруг ката и долго с Митькой хихикали про что-то такое, глупое.

30 июля. Четверг.

С утра чинили румпель, а как встали на воду, так ветер и кончился. Долго отходили от Андомы, а до монастыря шли на моторе. Встали за монастырем обедать. Видели таджика с семьей. Он ходил на рыбалку. Наверно таджики строят (ремонтируют) монастырь.

Еще с таджиком было две собаки. Старшая собака вернулась, вела себя деликатно, лежала неподалеку, пока мы ели. Потом съела хлеб из вежливости. Мы отчалили. Собака печально проводила нас. Мне тут же привиделся таджик, что рассказал грустную историю о том, как хозяин этой собаки пошел на таком же катамаране и… Впрочем, возможно, он не вернулся просто из вредности, потому что не любил эту собаку.

Весь вечер не было ветра. Лена спала, мы слушали музыку. Когда пришло время вставать, началось сплошное болото.

Нашли какую-то проплешину, встали на ней, довольствовались кашей с кабачками, по плану рыбный день, но рыбы тут нету. Даже плохо помню эту стоянку, наверно красивая была…А! Вспомнила, мы спали на катамаране и мне все время в шпигаты плескало волной прям под спину. Очень мокро. Но романтично.

31.07.15 Очень сильный ветер с утра. Ждали, когда немного прекратится, но пришлось выходить на ветер. До самого Бесовова Носа дуло, как в трубе, а за Носом уже меньше. Мы там решили обедать. Лена пошла рассматривать петроглифы и встретилась с иностранцами в занавесках. Потом петроглифы пошли смотреть мы с Митькой. Иностранцы в занавесках все еще колыхались на мысу.

Шли после Носа по волне полдня, дуло знатно, Лену перестало укачивать, она пообещала в случае чего перегрызть даже карусель. Впрочем, она все равно лежала в палатке. На Лосиных островах встретили еще катамаран Кулика. Там было 7 человек, из них четверо детей. Посидели с ними после ужина. Митька утверждает, что мы пели про рюмку водки на столе, боже какой мужчина и даже немного владимирский централ. Но это он врет, у нас была всего одна бутылка коньяка.

1 августа 2015 г. Соседские дети купались, мы тоже. Ловили рыбу, она не ловилась, хотя мальчик поймал окуня, значит, хоть один окунь в Онеге был.

Мы пошли прощаться, но взрослых не было. Потом, пока мы отчаливали, пришли взрослые, но мы уже постеснялись клянчить гайку с законтривающейся вставкой для шверта. Или для руля что ли.

Сначала шли, заходя два раза на остановки в бухты островов, потом знатно задуло, как и предсказывал мальчик с Кулика. Шел дождь, шквалы, обедали в бухте, сидели грелись в палатке ката. Мы с Леной развели костерок, тоже погрелись.

Не смогли зайти за мыс, ветер в лицо, с парусами выносит на камни, весла хлипкие, мотор не справляется. Пошли в соседнюю бухту, там потише. Поели каши с вегетой и плюшки с вареньем. Плюшки даже не доели чуть-чуть и спрятали под кан от мыши.

2 августа. Штормит с утра. Митька все собирал и ел чернику. Губы, руки, щеки, и, я думаю внутренности у него уже все черные от этой ягоды.

Стало поменьше дуть, пошел дождь. Вышли в полвторого, шли из бухты в бухту, потому что волна. После обеда, плавно переходящего в полдник, лежали в палатке, шел дождь.

В семь вечера вышли поперек Онеги, 12 км, с галсами больше. Шли до десяти вечера, сначала на рифах, потом отрифились, потом уже на моторе, ветер стихал. Искали в бухте стоянку, но ее не было. Митька пошел за кусты, вылетел оттуда с криком «все на судно!». Я подумала будто медведь, но оказалось, он нашел за кустами кое-какое место.

Встали в сумерках, поели макарон с тушенкой

3 августа. С утра даже солнце. Вышли в ветер, вырезались на мыс, потом нас догнала наша туча, Митька загнал девчонок в палатку и шел на моторе, чтоб мы не промокли, а в заводи тоже залез к нам греться. Немного прошли по бухте параллельно с яхтой, опять пошел дождь, сидели грелись, обедали сухим пайком в связи с дождиком.

Возле Кижей нормальных стоянок не нашли, все острова в болотах, вышли на острове со створным знаком, но створный знак занял самое козырное место на этом острове, поэтому нам места не оказалось.

Встали на островах Уйма, в болотце, рядом с заливчиком. Острова хоть и называются Уйма, но на них нет ничегошеньки. Мокрая стоянка, но хоть такая. Митька ловил рыбу, а рядом в заводи плавала утка, занимаясь тем же. Утка была удачливей, она упитанная такая.

4 августа. Вышли прям на Кижи. На подходе к Кижам нас догнал дядя на моторке. Мне показалось, что это прям хант и явилось чувство, что я не в Карелии, а на Полярном Урале. Хант стал на нас наезжать по-всякому и парус типа у нас в шхерах, и вставать тут нельзя, и вид у нас какой-то не такой. Мы вежливо ответили на все придирки ханта, потому что шли на моторе, а кстати, и не обязаны были в светлое время и при хорошей видимости, (пункт 149 «Правил пользования маломерными судами…» полночи накануне гуглили), вставать мы думали не тут, а вид у нас все получше, чем у него.

Мы пошли за причалы и встали у туалетов. Пришел полицейский, сказал, что тут нельзя. Мы объяснили, что нам нельзя к бетонному причалу и к деревянному с гвоздями тоже нехорошо. Мент проникся, не стал нас больше выгонять. На площади возле причалов такие мини-девяностые, только что интердевочек вроде не было. А, может и были, я уж забыла, как они выглядят. Мы немного погуляли, думая, идти или не идти осматривать Кижи. Сходили в магазин.

Тут приплыл пароход с иностранцами и пришел новый полицейский прогонять нас уже окончательно, чтоб мы не портили вида.

Мы слегка поспорили о Конституции, но мент предложил нас столкнуть, однако, не осмелился. Ушли мы с этого негостеприимного берега, не осмотрев культуры, ставшей окончательно рыночной, впрочем, не больно хотелось.

Выходили по судовому ходу ту часть, где ЛЭП. Потом свернули в Лижемскую губу. Там встали. Ели кукурузу, макароны с сыром, дорвались до продуктов. Стоянка закаканая, даже иногда находит от ветра какой-то запах навоза.

Мы спали на катамаране, на этот раз неплохо, хотя палатка отсырела.

Слушали музыку и ржали.

5 августа. 2015 год. Среда.

В пять утра мимо нас красиво прошел Альбатрос. Мы решили, что он куда-то опаздывает. Вышли и мы в залив, стали искать Ламбасручей, там магазин, а у Лены кончились сигареты, которых в Кижах тоже не оказалось. Гавнаволок, Ламбасручей – эти названия мы долго обыгрывали в речах. Я даже придумала целую книгу, где действие происходило в городах с такими называниями. «Уездный городок Гавнаволок стоял недалеко от Ламбасручея и изобиловал странными жителями…» Ну, как-то так…

Но до Ламбасручея мы не дошли. Остановились на песчаном пляже, в глубине Митька обнаружил остатки деревни и кучу грибов.

На обед встали на острове из натурального шунгита.

Обходили пролив в Узкой Салме, где рыбхоз. Там какие-то бочки, поплавки, бегают моторки.

Ломанулись через пролив, потому что нам на тот берег. Было тихо, мне нравилось. Митьке не нравилось, потому что пришлось идти на моторе. Дошли и до того берега. Уже стало попроще жить, все к дому ближе.

Встали на Заячем острове. Грибы, картошка, сухари без меры, но не более четырех.

Остров красивый и бухта красивая, словно специально для катамарана сделана. Но грязно уже. Помойки там, кучки, бутылки, словно слон нагадил.

6.08.15 Купались, постили фотки, интер тут хороший. Лавировали на Чаж-наволок, хотели куда-то привстать, но не смогли из-за мелей, зашли в заводь, поели там супа-каши из капусты. Смотрели, как мимо ходят галеры всякие и яхты. Место, где мы едим борщ, называется Никольскими островами, а дальше Ивановские от которых уже на берег возле Петрозаводска километров семь.

Ветер все свежел и свежел. Мы с трудом обошли какие-то рыбацкие прибамбасы возле островов, неуправляемые моторки, сетки и поплавки, и уже почти по шторму понеслись на ту сторону. Вот тут уж началось реальное «стремительным домкратом». До сих пор заикаюсь, когда вспоминаю этот ужас! Даже обычные технические надобности нельзя осуществить с носа, все волной запихнет обратно.

Встали на Голомянном острове. Удивительно, у острова все кипит и гудит, а за большой каменной косой тишь и гладь. Зашли в камышовую заводь, еще имея в организме достаточно адреналина. На ужин сварили по 150 макарон и съели. И сухари. И козинаки! И сыру! Была бы водка тоже всю выпила.

Я потеряла сережку с мышью, все время искала, но не нашла.

7.08 Ночью дождь, утром мне подарили подарки: шарики, козинаки, девайсы для обогрева.

После завтрака мы еще нажарили грибов с картошкой и все съели, еле влезли в катамаран. Перешли на моторе до берега, на самой большой мощности, потом еще выжигали бензин, ездили по кругу.

Начали разбирать катамаран. Разбирали его с Митькой до девяти с перерывом на обед. На Лену очень неудачно (но удачно для нее) напала тоска, она стонала, ходила по берегу, спала в палатке, плакала, мы не решились к ней приставать, чтоб она нам помогала. Видимо, это была ломка от недостатка никотина.

К счастью на этом месте никого нет, никто нас не беспокоил, хоть места людные и загаженые.

Пытались кому-то отдать бензин с маслом, никто не берет.

Легли спать, сложив все шмотки за палаткой.

8.08 Купались с утра, потом еще купались, пока дожидались Романа. Он немного опоздал, поэтому мы еще искупались и стали уж совсем чистые.

Поехали в город, сдали кат в деловые линии, отнесли вещи в камеру хранения и пошли гулять по городу. Стреляли в парке в тире, никто не попал. Чтоб я в тире не попала? Да не было такого никогда! Мушки у них кривые!

Потом поели шашлыка в летнем кафе, покатались на колесе обозрения, которое не смогло когда-то поднять Веню.

На колесе страшно как-то.

Потом искали ресторанчик, нашли более-менее приличный, там и пообедали.

Город мне очень понравился, он чем-то похож на приморский, во дворах очень романтично.

В семь забрали вещи, перетащились на платформу. Туристов много, некоторые есть даже не очень искалеченные.

Проводница - душка, сама сумки некоторым таскала.

Я выпила в вагоне четыре стакана чаю, потому что день жаркий, а пить много на улице вредно.

Купили рыбы в Свири и черники. С рыбой был прям чуть ли не с мордобоем ажиотаж, я-то думала никто ее не берет, а как я решила взять, так и все набежали.

Ночью храпела тетенька с боковой полки, и матрас был, словно я на камнях лежу, хотелось коврик постелить.

Не очень я выспалась.

9.08 Лену встречала подруга, которая с прошлой встречи успела стать беременной. Мы пошли на метро, вещей же мало, я на этот раз даже не с рюкзаком, а с сумкой, словно из приличного места еду, а не из похода, несмотря на тело, совершенно съеденной комарами. Вот, интересно, комаров почти не было, а я вся искусанная. Чудо какое-то!